Во всем мире
Январь
14
2025
Православные отметили день памяти царя Давида. О нем сняли десятки фильмов, написали сотни картин и книг. Не дает покоя одно: существовал ли он на самом деле. Но, кажется, ученые знают ответ. И многих их ответ поразил.
Самый противоречивый
Давид — ключевая фигура для всех трех авраамических религий. Иудеи почитают его как мудрого и просвещенного правителя. Мусульмане — как пророка. А христиане видят в нем земного предка Иисуса.
При этом в Библии царь предстает весьма противоречивой личностью. С одной стороны, он объединил постоянно враждующие племена Израиля и Иудеи. С другой — богобоязненный Давид сознательно обрек на гибель своего лучшего военачальника, чтобы завладеть его женой.
Археологов перипетии личной жизни волнуют меньше, чем вопрос о возникновении почти три тысячи лет назад единого еврейского государства. Во-первых, все библейские книги были составлены спустя 500 лет после легендарного царя — приблизительно в VI-V веках до нашей эры.
А в современных Давиду источниках о нем нет ни слова, что довольно странно для столь значимой фигуры. Во-вторых, не было почти никаких артефактов, свидетельствующих о реальности правителя.
«Все, что у нас есть от этого периода, поместится в коробку для обуви», — иронизировал по этому поводу археолог из Тель-Авивского университета Юваль Гадот.
Поэтому довольно долго научное сообщество придерживалось точки зрения, которую лаконично выразил британский библеист Филип Дэвис: «Давид настолько же историчен, насколько и король Артур».
Гарант процветания
Все изменилось в 1993-м. Тогда команда под руководством израильского археолога Авраама Бирана обнаружила в городе Тель-Дане на севере страны стелу с надписью о «царе из дома Давида» и «царстве Израиль».
Не так давно разрешился спор с ее датировкой. Окончательный вердикт: IX век до нашей эры, то есть спустя всего несколько десятилетий после смерти легендарного царя.
Кроме того, на границе с Иорданией ученые нашли множество древних медных шахт. Возможно, именно экспорт металла в соседний Египет, Хеттское царство и даже в Грецию стал экономической основой царства Давидова и залогом его процветания.
Библейское государство действительно благоденствовало. В 2020-м во время раскопок в долине Тимна, недалеко от Эйлата, из культурного слоя X века извлекли кусок пурпурной ткани возрастом около трех тысяч лет.
«Великолепный оттенок, краска почти не полиняла, — рассказывал руководитель экспедиции Наама Суккеник. — Выяснилось, что краситель — из раковин морских улиток. Добывали его с большим трудом. А значит, ткань стоила очень-очень много. Думаю, мы увидели бы как раз такой пурпур, заглянув в гардероб Давида».
Любопытно, что долина Тимна находится в исторической области Идумея. В древности здесь располагалось Эдомское царство. Именно после его завоевания Давид снискал славу могущественного и богатого царя.
Иудеи почитают Давида как мудрого и просвещенного правителя. Мусульмане — как пророка. А христиане видят в нем земного предка Иисуса
«Прекрасный образец»
Однако лоскут драгоценной ткани и заброшенные медные рудники — еще не доказательство, что библейский монарх правил гигантской империей.
А ведь в Писании говорится, что его владения простирались от Красного до Средиземного моря, а также до южного Леванта.
Два года назад профессор Еврейского университета Йосеф Гарфинкель решил разобраться в непростом вопросе. Он обобщил данные многолетних раскопок на территории пяти городов, прилегающих к Иреусалиму: Хирбет-Кейафы, Бейт-Шемеша, Телль-эн-Насбеха, Хирбет-эд-Даввары и Лахиша.
Как оказалось, у всех одинаковая планировка. В центре — крепость, примыкающие к ней дома, по периметру — казематы, двойные стены с камерами внутри. В момент осады там укрывались воины.
«Это прекрасный образец урбанизма с повторяющейся концепцией», — подчеркивает исследователь.
Множество протоханаанских и ханаанских надписей на административных постройках указывает на высокий уровень коммуникации. А это, по мнению Гарфинкеля, — явный признак централизованной власти и сильной государственности.
Помимо того, ученый уточнил датировку всех населенных пунктов: все они были воздвигнуты приблизительно в 1000 году до нашей эры. Археолог сделал вывод: города входили в состав царства Давидова.
«Ничего не утверждаю»
Стоит ли говорить, что гипотеза Гарфинкеля вызвала ожесточенную дискуссию. Профессор Университета Бар-Илан Арен Мейр негодовал: налицо явное «упрощение и невнимание к деталям».
Кроме того, продолжал он, находки в городах-спутниках Иерусалима датируются совершенно разными историческими периодами.
Визави претензий не отвергал. «Но я и не утверждал что-либо с точностью, — пояснил Гарфинкель. — Существует библейский сюжет, и мы хотим понять, есть у него исторический след или нет». След есть — израильская столица и прилегающие населенные пункты, связанные единой сетью дорог и общей инфраструктурой.
Тот факт, что найденные артефакты принадлежат нескольким эпохам, объясняется особенностью местного градостроительства.
Большинство древних крепостей — это «тели» (искусственно возникшие холмы). Иными словами, новый город возводили на руинах старого. При таком раскладе отделить один культурный слой от другого бывает трудно.
Что же до размеров сверхдержавы, то в Библии они могут быть сильно преувеличены. Но это не так уж важно. В конечном итоге это спор максималистов и минималистов, но никак не ученых.
Приход Евангелическо-лютеранской церкви Святой Анны – Анненкирхе приглашает горожан на свою площадку на территории культурного квартала «Брусницын». Она станет центральной площадкой Анненкирхе на время реставрации основного здания. Об этом ...
Группа депутатов фракции "Новые люди" во главе с заместителем руководителя фракции Сарданой Авксентьевой внесла на рассмотрение Госдумы законопроект, который запрещает религиозным организациям проводить свои обряды и церемонии в жилых, ...
Руководитель Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по благотворительности епископ Каменский и Камышловский Мефодий провел однодневный семинар «Церковная помощь наркозависимым» в Томске. В нем приняли участие более 60 ...
Начальствующий епископ Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕ) Сергей Ряховский выразил поддержку Армянской апостольской церкви (ААЦ) и назвал недопустимым вмешательство армянских властей в дела церкви. Его заявление ...
Принятый Госдумой закон о защите русского языка в публичном пространстве "отвечает общественным озабоченностям", ведь иностранные языки не должны доминировать в отечественном культурном пространстве, вместе с тем угрозу русскому языку ...