Папа Лев высоко оценил христианскую археологию, способную «выявить неизвестную святость»

Папа Лев высоко оценил христианскую археологию, способную «выявить неизвестную святость»

Во всем мире

Декабрь

14

2025

В столетнюю годовщину основания Папского института христианской археологии Папа Лев XIV опубликовал новое апостольское послание, в котором высоко оценил христианскую археологию как работу, способную «дать голос молчанию истории» и «выявить анонимную святость многих верующих, внесших вклад в созидание Церкви».

«В современном быстро меняющемся мире существует тенденция забывать и потреблять образы и слова, не задумываясь над их смыслом. Церковь же, напротив, призвана воспитывать память людей, и христианская археология является одним из самых благородных инструментов для этого — не для того, чтобы искать убежище в прошлом, а для того, чтобы сознательно жить в настоящем и работать над созданием прочного будущего», — заявил Папа Римский в документе, опубликованном 11 декабря.

Это третья подобная авторитетная публикация Льва XIV за восемь месяцев его пребывания на посту понтифика, после документа «Составляя новые карты надежды», посвященного образованию, и «In Unitate Fidei» о Никейском Вселенском соборе, в котором он исследовал единство христиан.

Для Льва XIV христианская археология позволяет Церкви «вспоминать свои истоки» и «рассказывать историю спасения не только словами, но и образами, формами и пространствами». В эпоху, которая «часто упускает из виду свои корни», она является «ценным инструментом евангелизации».

Таким образом, он подчеркнул, что археология обращается к верующим и неверующим, к молодежи, ученым и паломникам, поскольку она освещает смысл путешествия и вызывает «эхо вечности».

«Христианство — это не абстрактное понятие»

Каждое археологическое открытие, пояснил он, демонстрирует, что «христианство — это не абстрактное понятие, а скорее сообщество, которое жило, праздновало и населяло пространство и время».

По мнению Святого Отца, археологические находки показывают, что вера «уже пережила трудные времена и сопротивлялась гонениям, кризисам и переменам. Вера была обновлена ​​и возрождена», и «расцвела в новых формах». Поэтому он назвал ее «служением надежды».

Папа Римский сказал, что эта дисциплина позволяет людям интуитивно ощущать «силу существования, превосходящего время», видеть в погребениях «ожидание Воскресения», а в апсидах — «ориентацию на Христа».

Папа подчеркнул, что археология также играет решающую роль в богословии откровения, поскольку Бог «со временем говорил через события и людей». Поэтому для понимания откровения необходимо знать его исторический контекст: археология «проливает свет на тексты», — утверждал он, — а также «дополняет письменные источники».

В документе папа дистанцировался от любой идеализации прошлого и призвал к пониманию подлинной истории Церкви, состоящей из «величия и ограниченности, святости и хрупкости, преемственности и разрыва», что позволит создать более аутентичное богословие.

«Живая память», а не «культ прошлого»

Лев XIV предостерегал от чисто консервационного подхода к археологии. «Истинная христианская археология — это не вопрос бесплодной консервации, а вопрос живой памяти», — подчеркнул он, отметив, что христианская археология должна способствовать «примиренной памяти» и создавать пространство для диалога.

Папа Римский также напомнил о ценности академического общения и сотрудничества между археологическими учреждениями, назвав эту область «ресурсом для всех».

Подтверждая основополагающую роль христианской археологии, папа подчеркнул, что «теологические исследования, игнорирующие археологию, рискуют стать бесплотными, абстрактными или даже идеологическими».

По словам понтифика, археология не только предоставляет исторические данные, но и позволяет богословию оставаться укорененным в конкретной реальности народа Божьего. Таким образом, он подтвердил, что богословие, которое «принимает археологию… прислушивается к телу Церкви, оценивает ее раны, читает ее знаки и соприкасается с ее историей».

В своих размышлениях Лев XIV подчеркнул человеческий и пастырский аспект археологической работы. Он описал ее как по сути «практическую» профессию, в которой исследователи «первыми берутся за погребенный материал, сохраняющий свою жизнеспособность даже спустя столетия».

Однако вклад христианских археологов, добавил Лев XIV, выходит за рамки простого извлечения материальных артефактов: «Они изучают не только сами артефакты, но и руки, которые их создали, умы, которые их задумали, и сердца, которые их любили».

Церковь призвана воспитывать память людей, и христианская археология является одним из самых благородных инструментов для этого

Бог действительно вошел в историю, и вера — это не философия

Папа напомнил, что с самого начала христианская вера передавалась через память о местах и ​​знаках. «Христианские общины хранили не только слова Иисуса, но и места, предметы и знаки его присутствия», — заявил он.

«Такие места, как пустая гробница, дом Петра в Капернауме и римские катакомбы, не только служили историческим свидетельством, но и «свидетельствуют о том, что Бог действительно вошел в историю и что вера — это не просто философия, а реальный путь в действительности мира», — написал Святой Отец.

Папа Римский подтвердил, что Церкви необходимо «искать глубокую мудрость, способную сохранить и передать будущим поколениям то, что действительно важно», и подчеркнул, что археология играет «существенную роль в понимании христианства и, следовательно, в его применении в катехизическом и богословском образовании».

Ссылаясь на апостольскую конституцию Папы Франциска Veritatis Gaudium, Лео напомнил, что археология является частью фундаментальных дисциплин богословского образования, поскольку «она рассказывает нам не просто об артефактах, но и о людях: об их домах, гробницах, церквях и молитвах», а также о том, «как вера формировала их пространство, города, ландшафты и менталитет».

Папа Римский также подчеркнул, что археология «— это не просто специализированная дисциплина, доступная лишь немногим экспертам», а путь, доступный «каждому, кто хочет понять, как вера воплощается во времени, пространстве и культуре».

Археология как «школа надежды»

По его мнению, изучение и изложение истории помогает поддерживать «пламя коллективного сознания». В противном случае, предупреждал он, «остается лишь личная память о фактах, связанных с нашими собственными интересами или чувствами, без какой-либо реальной связи с человеческим и церковным сообществом, в котором мы живем».

Лев XIV напомнил, что Папский институт христианской археологии был основан указом Пия XI motu proprio Primitivi Cemeteri («Первобытные кладбища») от 11 декабря 1925 года с задачей «руководства исследованиями памятников древнего христианства с предельной научной строгостью» для «реконструкции жизни ранних общин».

Институт принимал участие в важнейших археологических раскопках, таких как раскопки гробницы апостола Петра под алтарем исповеди в соборе Святого Петра, а также в недавних исследованиях в районе Святого Павла за стенами.

Папа Римский спросил: «Насколько плодотворной может быть роль христианской археологии для общества и Церкви в эпоху, отмеченную искусственным интеллектом и исследованием бесчисленных галактик Вселенной?»

Он сам предложил ответ: современные методы «позволяют нам извлекать новую информацию из находок, которые когда-то считались незначительными», напоминая нам, что «ничто не является по-настоящему бесполезным или потерянным». Даже маргинальное, утверждал он, может «раскрыть глубокий смысл в свете новых вопросов и методов. В этом отношении археология также является школой надежды».

CatholicNewsAgency