Церковь и общество
Декабрь
14
2023
Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге открыл выставку «В.М. Васнецов и последователи» к 175-летию со дня рождения великого русского художника. Как рассказала ТАСС ведущий научный сотрудник музея и один из авторов выставки Ольга Коробко, на выставке среди прочего представлены четыре пятиметровых полотна Васнецова, которым по соображениям сохранности нельзя покидать стены музея.
«Конечно, всех в первую очередь интересуют четыре больших пятиметровых полотна, которые Васнецов делал для интерьера храма святого Георгия Победоносца в поселке Гусь Мальцовский (ныне город Гусь Хрустальный – прим. ТАСС). Эти полотна сделаны как эскизы, но учитывая их размеры, это большая работа по тому, как в рамках экспозиционного пространства установить эти огромные натянутые на тяжелые подрамники и вставленные в раму картины. Их нельзя вывозить из музея, поэтому присутствовать на других выставках, посвященных Васнецову, у этих работ нет возможности – их можно увидеть только у нас», – рассказала Коробко.
На выставке представлены картины «Голгофа», «Сошествие во ад», окончательные эскизы для мозаик «Евхаристия» и «О Тебе радуется», а также эскиз неосуществленной росписи плафона центрального нефа «Всадники Апокалипсиса» и деревянный Крест-распятие – последняя работа живописца перед смертью. Она также отметила, что в фондах музея находятся работы Васнецова с 1869 по 1926 год, что позволяет представить художника разным, пусть и объединенным поиском одного конкретного образа «мирового Христа».
Выставка продлится до 17 марта 2024 года
Второй раздел рассказывает о широком признании религиозной живописи Васнецова в конце XIX – начале XX вв. и представляет работы его последователей – иконописцев Ф. Грязнова, В.П. Гурьянова, И. Шептунова, А. Вашурова и других. Популярность произведений В. Васнецова привела к тому, что наиболее известные из них тиражировались способом репродуцирования. К числу наиболее редких повторений относятся представленное на выставке изображение Христа Вседержителя с росписи купола Владимирского собора в Киеве в технике литофании, гравюра на антиминсе, образцы хромолитографической народной картинки (И.Д. Сытин, Е.И. Фесенко), раскрашенные фототипии с росписей В. Васнецова в Киево-Владимирском соборе фирмы Аванцо, из которых в монастырях и храмах составляли иконостасы.
Одно из представленных полотен М. Нестерова — эскиз для мозаики, которая сейчас украшает внутреннее убранство храма Спаса на Крови. Авторство некоторых работ установить так и не удалось, но, как говорят исследователи, в них четко прослеживается влияние Васнецова.
«Соединив Васнецова с его последователями, мы хотели показать, насколько сильно было его воздействие на религиозную монументальную живопись и вообще на русскую культуру – он представлял совершенно другой взгляд на искусство», – подытожила куратор.
809-й указ Владимира Путина «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» — это богословский документ, заявил политический философ Александр Щипков в ...
Более 535 церквей Бельгии объединились с Евангелической ассоциацией Билли Грэма (BGEA) для проведения евангелического мероприятия в столице страны Брюсселе 27 сентября. Опытный евангелист Франклин Грэм, сын ...
Девятая программа из цикла «Библейские беседы» посвящена теме создания христианской семьи и секретам счастливого брака
9 июля 2025 года в стенах информационного агентства ТАСС в Санкт-Петербурге состоялась пресс-конференция, посвященная предстоящим в сентябре этого года в Северной столице Международным спортивным играм святого благоверного князя Александра Невского. ...
В Строгановском дворце Русского музея открылась выставка «Иконы из коллекции Сергея Григорьевича Строганова» (6+). Изысканный проект, представляющий изящные «строгановские письма» конца XVI — начала XVII века в кабинете хозяина — замечательного ученого, общественного ...