Редчайшие памятники древнерусского искусства XVI века представил Вологодский музей-заповедник

Редчайшие памятники древнерусского искусства XVI века представил Вологодский музей-заповедник

Церковь и общество

Декабрь

23

2025

В Музее кружева открылась выставка «Лицевое и орнаментальное шитье XVI – начала XX вв. из собрания Вологодского музея-заповедника». Проект стал заключительным в цикле мероприятий, посвященных 140-летию Вологодского государственного музея-заповедника.

«Я рада, что в новогодние праздники у музея будет возможность показать такую роскошную выставку. У нас получилась некая реплика постоянной экспозиции художественного отдела музея, – отметила в своем приветствии генеральный директор Вологодского музея-заповедника Юлия Владимировна Евсеева. – Выставка позволяет погрузиться и в православную культуру, и узнать о храмах и монастырях Вологодчины, и продемонстрировать тематику золотного и серебряного шитья. И этой темой художественный отдел продолжит заниматься в преддверии создания новой постоянной экспозиции древнерусского искусства в отреставрированных корпусах Вологодского кремля. А сегодня очень важно, что у нас есть возможность показывать те сокровища, которые мы храним».

В состав экспозиции вошли около 50 произведений церковного искусства, главным образом – предметы из коллекции «Церковные ткани». На протяжении столетий в убранстве храмов рядом с иконами находились и другие сакральные образы, которые рождались не кистью, а искусной иглой мастерицы – это лицевое и орнаментальное шитье. Это искусство наравне с иконописью стало одной из жемчужин русской художественной культуры. На выставке представлены торжественные плащаницы и воздухи, драгоценные покровы на раки святых, изысканные пелены под иконы, литургические покровцы на церковные сосуды, а также парадное священническое облачение: фелони, орари и митры, расшитые золотными нитями.

Идея выставки принадлежит Ирине Валентиновне Соколовой, заместителю генерального директора по научной деятельности Вологодского музея-заповедника, а над реализацией проекта работали специалисты художественного отдела, хранители фондовых коллекций, многие другие сотрудники и службы музея.

Большое значение в создании выставки имеет работа реставраторов, благодаря которым бесценные памятники церковного искусства смогли появиться в выставочных витринах. Художник-реставратор, заведующий реставрационными мастерскими музея-заповедника Дарья Юрьевна Петрова осматривала выбранные предметы, при необходимости проводила консервацию, участвовала в монтаже выставки.

Дарья Юрьевна рассказала о работе московских реставраторов, силами которых в разные годы были отреставрированы и сохранены лучшие произведения лицевого шитья из коллекции музея-заповедника: «Начиная с 60-х годов прошлого века, Маргарита Павловна Рябова и Тамара Александровна Горошина приезжали и работали в фондах музея. Что-то реставрировали на месте, а какие-то значимые памятники брали в Москву и разрабатывали там сложнейшие методики. Работа с некоторыми произведениями занимала десятилетия. Также наш музей на протяжении многих лет продолжает сотрудничать с крупнейшим реставрационным центром им. академика И.Э. Грабаря».

Проект стал заключительным в цикле мероприятий, посвященных 140-летию Вологодского государственного музея-заповедника

Многие произведения, представленные на новой выставке, за долгие годы впервые показаны широкой публике. Уникальны эти экспонаты еще и датировкой: год создания некоторых предметов XVI века доподлинно известен, а некоторые, как предполагают специалисты, относятся даже к более раннему периоду.

В первом зале представлены древнейшие экспонаты музейной коллекции. Среди них – пелена XVI века «София Премудрость Слова Божьего», которая поступила в музей из захоронений вологодского Софийского собора, плащаница «Положение во гроб» 1594 года из мастерской Ржевских. Строгановские мастерские – один из важнейших художественных центров XVII века – представлены покровцами, епитрахилью и плащаницей, созданными в Сольвычегодске.

Во втором зале разместились покрова с изображениями вологодских святых из мастерских бояр Милославских XVII века, а также комплекс местной традиции – изделия из мастерской Горне-Успенского монастыря Вологды.

Уникальность и значимость новой выставки в своем выступлении отметила директор Духовно-просветительского центра «Северная Фиваида» Надежда Михайловна Тихомирова: «Эта выставка – серьезное событие в художественной жизни Вологодской области. То, что мы сегодня видим – это большая удача и большое счастье для всех нас».

По признанию куратора проекта – научного сотрудника художественного отдела Натальи Владимировны Марковой – главной целью стало создание «выставки для всех», выставки, которой может проникнуться и профессионал, и человек, который абсолютно не знаком с искусством лицевого и орнаментального шитья:  «Здесь ты заостришь внимание на образах, на ликах, на узорах, ты поймешь, какой это огромный труд, что это красиво, это ценно, это что-то по-настоящему древнее, что сложно сохранить. Посещение этой выставки может стать своего рода медитативным актом, способом убавить внутренний и окружающий шум, замедлиться и ненадолго остановиться».

Приглашаем всех желающих увидеть настоящие музейные сокровища и бесценные памятники русской художественной и духовной культуры.

Выставка «Лицевое и орнаментальное шитье XVI – начала XX вв. из фондов Вологодского государственного музея-заповедника» в Музее кружева (Кремлёвская пл., 12) продолжит работу до 22 марта 2026 года.

vologdamuseum.ru