В РПЦ объяснили успех эзотерики у россиян привычкой получать услуги

В РПЦ объяснили успех эзотерики у россиян привычкой получать услуги

Церковь и общество

Март

27

2025

Популярность эзотерики у российских граждан связана с привычкой к потреблению, при которой даже религиозная сфера должна предоставлять услуги, которые можно получить с минимальными усилиями. Такое мнение высказал ТАСС председатель Учебного комитета Русской православной церкви, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры (ОЦАД) протоиерей Максим Козлов.

Ранее РБК со ссылкой на данные исследования Platforma сообщил, что 49% россиян положительно относятся к эзотерике, в том числе гаданиям и астрологии.

«Обращение к эзотерике часто предполагает возможность использования, скажем так, невидимого мира в качестве поставщика услуг. Это довольно понятная вещь в контексте общества потребления. Если мир воспринимается как совокупность услуг, которые нужно от него получить и на которые ты имеешь право, то такого же рода услуги, желательно при минимальной от тебя затратности, в крайнем случае — просто материальной, можно запросить и в сфере религиозного [опыта]», — сказал Козлов, комментируя результаты исследования.

Ректор ОЦАД отметил, что работа церкви с эзотерикой затрудняется отсутствием подлинного духовного поиска у самих россиян, ищущих простых решений. «Мне кажется, проблема не столько в том, что наши священники не дадут достаточного и квалифицированного ответа, сколько в том, что первоначальный запрос общества адресуется не им, а в информационную среду, предлагающую простые и скорые ответы на сложные вопросы», — полагает собеседник агентства.

Ректор ОЦАД Максим Козлов отметил, что работа церкви с эзотерикой затрудняется отсутствием подлинного духовного поиска у самих россиян, ищущих простых решений

По его словам, симпатизирующая эзотерике часть российского общества «не столько является убежденным носителем каких-то эзотерических представлений», сколько демонстрирует зыбкость убеждений в религиозной сфере. «Как когда-то на Руси имело место двоеверие между христианством и язычеством, так сейчас у людей невоцерковленных имеет место религиозный синкретизм между какими-то азами христианства или тем, что они принимают за христианство, и иными мировоззрениями, причем сами они часто не видят разницы между первым и вторым», — уточнил протоиерей.

Председатель Учебного комитета подчеркнул, что духовные образовательные учреждения готовы работать с «религиозным вопрошанием» российских граждан. «Я думаю, что выпускники наших сегодняшних семинарий вполне подготовлены для того, чтобы дать квалифицированный и достаточный ответ вопрошающим по сути парарелигиозных, суеверных и эзотерических представлений», — заключил он.