Во всем мире
Май
24
2025
В Брешии завершается реставрация фресок в часовне Святого Иоанна Крестителя в храме Сан-Сальваторе (Святого Спасителя), ломбардской базилике при женском монастыре Сан-Сальваторе, объекте Всемирного наследия ЮНЕСКО, с 2011 года являющегося частью проекта «Лангобарды в Италии. Места силы (568 — 774 гг. н.э.)». Об этом сообщило итальянское издание Finestre Sull Arteсо ссылкой на муниципалитет Брешии и Фонд музеев Брешии.
Почти неизвестная широкой публике часовня в музейном комплексе Санта-Джулия представляет собой уникум брешианского искусства XIV века. Вероятно, это первая капелла, присоединенная к базилике в 1375 году, во время правления Висконти в городе, она была заказана Марколо Петрони да Бернареджо, богатым миланцем, связанным с монастырем Санта-Джулия.
Живописное оформление капеллы было поручено так называемому Мастеру Лентаты (Маэстро ди Лентате), утонченному живописцу, известному сегодня только ученым, автору, вместе со своей мастерской, великолепных фресок оратория Санто-Стефано в Лентате, Брианца.
Реставрация настенных росписей, выполненная Fondazione Brescia Musei и порученная Studio Abeni Guerra, в постоянном диалоге с руководством музея и сектором коллекций и исследований, координируемым Робертой Д’Адда, стала возможной благодаря инициативе инженера Николы Берлукки, члена научного комитета Fondazione Brescia Musei и сторонника, посредством ArtBonus, сбора средств, направленного на покрытие расходов на реставрацию часовни. Она стала также возможна благодаря бесплатной разработке проекта и бесплатному руководству работой через его собственную Studio Berlucchi.
Двадцать пять тысяч евро были выделены в дополнение к проекту, с которыми Fondazione Brescia Musei смог начать этот важный процесс восстановления пост-лонгобардского наследия Сан-Сальваторе, наследия не менее ценного, чем наследие раннего Средневековья, и которое включает часовню Сант-Обицио, расписанную фресками Романино в 1620-х годах.
Работа, начавшаяся в январе 2025 года и завершенная в мае, включала диагностические исследования, проведенные Винченцо Джерольди (профессором истории и методов реставрации в Болонском университете) при поддержке Сары Мараццани, в результате которых выяснилось, насколько богатой была часовня.
Также в работе приняла участие в качестве соавтора Fondazione Brescia Musei Роберта Кастельново, специалист по истории искусств в Католическом университете Святого Сердца и эксперт по Maestro di Lentate, которая проводила различные исследования в архивах Musei Civici и Soprintendenza Archeologia, Belle Arti e Paesaggio для провинций Бергамо и Брешиа.
В настенных росписях, сохранившихся в Сан-Сальваторе, отчетливо проступает характерная черта художника, смешивающего типичный ломбардский натурализм с культурой, привнесенной в Милан в XIV веке сначала Джотто, а затем Джусто де Менабуоии.
Исследования также сосредоточены на истории фресок, а также на архитектуре часовни и, в более общем плане, всей базилики, благодаря видению дневников раскопок 1958 года (хранящихся в архивах Городских музеев), из которых выяснилось наличие гробниц в полу боковых часовен.
Чтобы исследовать исторический и художественный контекст Брешии XIV века, Католический университет Святого Сердца в Брешии в сотрудничестве с Фондом музеев Брешии организует конференцию «Лев и гадюка: искусство Брешии в XIV веке».
Мероприятие, куратором которого выступит профессор Стефания Буганца, открытое для публики бесплатно, прошло 22 и 23 мая 2025 года в рамках четырех сессий, распределенных между университетом и городскими музеями. Материалы конференции будут опубликованы в Tipi di Fondazione Brescia Musei в рамках серии исследований, издаваемых музейным учреждением города.
В Брешии завершается реставрация фресок в часовне Святого Иоанна Крестителя в храме Сан-Сальваторе, ломбардской базилике при женском монастыре Сан-Сальваторе, объекте Всемирного наследия ЮНЕСКО
Все, что мы знаем сегодня о часовне Святого Иоанна Крестителя в Сан-Сальваторе, основано на фундаментальном исследовании, проведенном в 1960-х годах Гаэтано Панаццей, который первым связал с часовней эпиграф, выставленный тогда в Христианском музее. Из этой надписи мы узнаем, что часовня была посвящена в 1375 году Святому Иоанну Крестителю по распоряжению миланца Марколо Петрони да Бернареджо.
Мало что известно об этом персонаже, возможно, связанном с Бено Петрони, аббатом и покровителем реконструкций церкви Сан Винченцо в Прато в Милане. Однако несомненно, что он был укоренен в Брешии, настолько, что его жена Джованна, к тому времени уже вдова, все еще жила в квартале Санто Стефано (Старая цитадель) в 1388 году. Он, должно быть, был тесно связан экономическими или административными причинами с монастырем Санта-Джулия, поскольку ему удалось заказать фрески непосредственно внутри базилики Сан Сальваторе и, вероятно, также быть похороненным внутри нее.
Эпиграф, который считался утерянным в течение сорока лет, недавно был заново обнаружен в хранилищах Городских музеев. В ожидании реставрации интерьера он будет восстановлен и снова помещен в маршрут выставки.
Во время написания фресок интерьер часовни, вероятно, был полностью украшен, включая своды (которые сегодня не являются оригинальными) и восточную стену, которая позже была снесена в конце XV и начале XVI веков, чтобы освободить место для хора монахинь. Части фальшивого велария вдоль обшивки, фрагмент сцены в верхнем регистре, элементы карниза и «Святой рыцарь» у входной стены все еще видны.
Определение архитектурной планировки часовни остается сложной задачей, поскольку базилика Святого Спасителя на протяжении веков подвергалась различным вмешательствам. Вполне возможно, что часовня изначально была изолирована от нынешних соседних часовен, которые были построены позже.
Росписи XIV века, которые можно с уверенностью датировать 1375 годом благодаря посвятительной табличке, были случайно обнаружены в 1924 году реставратором Аристидом Малинверни под толстым слоем штукатурки.
Расчистка была выполнена агрессивно, что привело к потере целых частей и лиц, которые позже были ретушированы самим Малинверни после корректирующего вмешательства суперинтенданта Этторе Модильяни.
В последующие годы имели место новые вмешательства по консервации: между 1976 и 1977 годами Баттиста Джованни Симони провел новые работы. В 1980 году настала очередь Пьерпаоло Кристани, который снова вмешался, чтобы остановить постоянные проблемы с сохранением фресок.
Живописный цикл представляет собой сложную иконографию, выраженную в двух регистрах, заключенных в архитектурные рамки. Внизу находится фальшивый веларий с выступающими кронштейнами, в то время как на западной стене верхний регистр развивает сцены из жизнис святого Иоанна Крестителя: слева Усекновение главы, справа — в единой композиции — пир Ирода, танец Саломеи и принесение головы Иродиаде. Средний регистр содержит образы святых, дорогих заказчику: слева святой апостол Андрей, святой апостол Варфоломей, святой Амвросий Медиоланский, святая Мария Магдалина и Месса святых, в которой некоторые ученые узнают святых Фаустина и Иовиту. В северном люнете находится Благовещение, разделенное центральным стрельчатым окном, в то время как в нижнем регистре слева появляются святые апостолы Петр и Павел, а справа — святой Франциск Ассизский получает стигматы, сегодня едва заметный.
Первоначально приписываемые ломбардскому мастеру, приближающемуся к циклам ораториев герцогов Висконти, таким как Лентате, Моккироло и Альбиццате, фрески были позже приписаны Лавинией Галли так называемому Маэстро ди Лентате и его мастерской. Этот утонченный художник соединил ломбардский натурализм с культурой, принесенной в Милан в XIV веке, сначала Джотто, затем Джусто де Менабуои. Примерами этого служат скрупулезные детали отрубленной головы Иоанна Крестителя, написанной с необычайной точностью, а также точность сервировки стола в «Пире Ирода», где выделяются текстура дерева, украшенная скатерть, инжир, лесные орехи, наполненные вином бокалы и перевернутые пустые бокалы.
Мастер Лентате получил свое имя от оратория Санто Стефано в Лентате, где он работал со своей собственной мастерской и другими сотрудниками, создав, среди прочего, сцену «Святой Георгий и дракон», портрет покровителя Стефано Порро с семьей и «Истории Святого Стефана». Его рука также была идентифицирована в часовне Висконти в Сант-Эусторджио в Милане, где вновь появляется тема святого Георгия.
Недавняя реставрация, проведенная Studio Abeni Guerra и предшествовавшая обширным диагностическим исследованиям, проведенным Винченцо Джерольди, вернула циклу живописи новую читаемость, подчеркнув его первоначальную утонченность.
Действительно, предварительные анализы, проведенные на поверхностях фресок, выявили следы роскоши и утонченности, которые, должно быть, характеризовали всю часовню Святого Иоанна Крестителя и саму технику Мастера Лентате. Также были идентифицированы следы прорисовки, документирующие наличие металлической фольги.
Удаление микроследов драпировки, которые все еще присутствуют, и очистка поверхностей позволили улучшить оставшиеся части оригинальной живописи и понять, сколько и что было утрачено.
То, что осталось от цикла фрсок, свидетельствует о работе высочайшего качества, которую только такой престижный покровитель, как Марколо Петрони, мог заказать у художника, столь тесно связанного с элитной средой герцогов Висконти, как Мастер Лентате.
Руководитель Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по благотворительности епископ Каменский и Камышловский Мефодий провел однодневный семинар «Церковная помощь наркозависимым» в Томске. В нем приняли участие более 60 ...
Начальствующий епископ Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕ) Сергей Ряховский выразил поддержку Армянской апостольской церкви (ААЦ) и назвал недопустимым вмешательство армянских властей в дела церкви. Его заявление ...
Принятый Госдумой закон о защите русского языка в публичном пространстве "отвечает общественным озабоченностям", ведь иностранные языки не должны доминировать в отечественном культурном пространстве, вместе с тем угрозу русскому языку ...
Американский профессор Том Макколлоу, последние годы работающий в Израиле, утверждает, что, возможно, обнаружил точное место, где Иисус Христос совершил Свое первое чудо, обратив воду в вино на свадьбе в ...
Он родился в Италии, вырос в семье католиков, получил юридическое образование и построил карьеру в Барселоне. Но однажды он бросил всё — квартиру, машину, друзей, стабильность — чтобы начать новую жизнь в России. Почему?