Церковь и общество
Сентябрь
7
2025
На протяжении столетий ведутся яростные споры о том, является ли Библия историей, мифом или чем-то средним. Важнейшее исследование профессора Университета Пердью (Purdue University) Лоуренса Микитюка (Lawrence Mykytiuk) придало новый вес аргументу о том, что Библия отражает реальных исторических личностей. В своей недавней статье для Bible History Daily Микитюк собрал археологические свидетельства, подтверждающие существование 53 человек, упомянутых в Библии.
Микитюк, почётный профессор-библеист в Университете Пердью, называет себя не археологом, а «счётчиком». Его специальность — кропотливый анализ надписей, печатей и табличек древности с целью определить, ссылаются ли они на фигуры, встречающиеся в Священном Писании.
«Я анализирую надписи, чтобы выяснить, относятся ли они к библейским персонажам, и «веду счет», когда можно провести надежную идентификацию», — пояснил Микитюк в интервью Bible Gateway.
Эта работа началась в 1990-х годах, когда его заинтересовала глиняная печать (булла) с именем царя, упомянутого в еврейской Библии. С тех пор он проанализировал тысячи надписей, сопоставляя их с библейскими источниками. В результате он составил растущий список правителей, жрецов и чиновников, чьи имена прочно связаны с историей.
Среди наиболее ярких подтверждений – царь Давид, одна из центральных фигур Ветхого Завета. Имя Давида, долгое время отвергаемое некоторыми учёными как легендарный или символический персонаж, встречается в трёх древних надписях – египетской, арамейской и моавитской, – датируемых IX веком до н. э. Все они указывают на одну и ту же династию Давида, описанную в Библии.
Не менее убедительно засвидетельствовано существование Навуходоносора II, вавилонского монарха, разрушившего Иерусалим и уведшего его жителей в плен. Его имя сохранилось на бесчисленных клинописных табличках, многие из которых, вероятно, были написаны под его руководством. Он широко упоминается в таких библейских книгах, как 4 Царств, Иеремия и Даниил, а археология теперь безоговорочно подтверждает его историческое присутствие.
Сусаким (Шешонк I) — египетский фараон, вторгшийся в Иудею около 925 года до н. э. (3 Царств 11:40). Его поход также запечатлён на стенах храма в Карнаке.
Езекия, царь Иудейский (4 Царств 18:13), запомнился как своими религиозными реформами, так и противостоянием ассирийскому царю Сеннахириму. О его правлении свидетельствуют надписи и знаменитый водный туннель в Иерусалиме.
Кир Великий, царь Персии (Ездра 1:1), разрешил еврейским изгнанникам вернуться в Иерусалим. Его знаменитый цилиндр Кира перекликается с библейским описанием его как восстановителя изгнанных народов.
Валтасар, соправитель Вавилона (Даниил 5), когда-то считался библейским вымыслом, пока надписи не подтвердили его правление вместе со своим отцом Набонидом.
Среди наиболее ярких подтверждений – царь Давид, одна из центральных фигур Ветхого Завета, упоминания о котором встречаются в трёх древних надписях – египетской, арамейской и моавитской
Согласно исследованиям Микитюка, археология подтвердила существование 53 библейских персонажей, от фараонов и монархов до наместников, жрецов и книжников. Среди египетских правителей – Сусаким (Шешонк I), Осоркон IV, Тиргака (Тахарка), Нехо II и Хофра (Априес). Из Моавитского царства происходит царь Меша, а среди царей Арама-Дамаска – Адраазер, Венадад, сын Адраазара, Азаил, Венадад, сын Азаила, и Рецин.
Северное царство Израиля носит такие имена, как Омри, Ахав, Ииуй, Иоас (Иоас), Иеровоам II, Менахем, Факей, Осия и персидский правитель Санаваллат I. Южное царство Иуды представлено Давидом, Озией (Азарией), Ахазом, Езекией, Манассией, Хелкией, Шафаном, первосвященником Азарией, Гемарией, Иоякином, Шелемия, Иеукал, Пашхур и Гедалия.
В Ассирийской империи мы находим Тиглатпаласара III, Салманасара V, Саргона II, Сеннахирима, Адрамелеха и Асархаддона, а в Вавилонской империи — Меродах-Валадана II, Навуходоносора II, Нево-Сарсекима, Нергала-Шарезера, Навузардана, Зло-Меродаха и Валтасара. Наконец, Персидская империя предоставляет Кира Великого, Дария I, Таттеная, Ксеркса I, Артаксеркса I Лонгимана и Дария II Нофа.
Скептики могут спросить: откуда мы знаем, что эти надписи действительно относятся к тем же людям, что и в Библии? Микитюк настаивает на строгих критериях. Одного имени недостаточно — должны быть также совпадающие детали, такие как титул, происхождение, период времени и место. Только когда всё совпадает, он фиксирует «надёжную идентификацию».
Применяя эти строгие стандарты, Микитюк подтвердил 53 личности, начиная от известных царей, таких как Ахав, Омри и Ксеркс I, до менее известных чиновников, таких как Иегухал, царский помощник во времена Седекии (Иеремия 37:3).
Для Микитюка проект — это не доказательство веры, а уважение к истории. «Осознавая не только религиозную веру, но и основываясь на большом количестве ясных и конкретных доказательств, я не вижу причин отрицать — и есть много причин принять — общую историческую достоверность Библии», — сказал он в интервью Bible Archaeology Report .
Его выводы бросают вызов тенденции в современной науке, которая считает Библию недостоверной, если только она не подтверждена независимыми источниками. Подтверждая десятки цифр археологическими данными, Микитюк показывает, что Библия, по крайней мере, начиная с эпохи царя Давида, в значительной степени согласуется с историческими источниками.
Несмотря на внушительный список, Микитюк признаёт, что археология не может подтвердить всё. Персонажи, жившие до Давида, такие как Авраам или Моисей, остаются вне досягаемости современных свидетельств. «Разрушительное воздействие времени уничтожило огромное количество материальных и письменных артефактов», — отмечает он. Тем не менее, он утверждает, что сохранилось достаточно, чтобы воспринимать большую часть библейского повествования всерьёз.
Подтверждение 53 библейских персонажей важно не только для учёных, но и для миллионов верующих по всему миру. Для иудеев, христиан и мусульман эти имена олицетворяют общее наследие веры. Для историков они служат точками связи между древними надписями и одним из самых влиятельных текстов человечества.
Список Микитюка продолжает пополняться, и он по-прежнему стремится обновлять его по мере появления новых надписей. Его работа показывает, что даже в эпоху скептицизма камни и таблички древнего мира продолжают говорить, а иногда и подтверждать истории Священного Писания.
Фото: Картина Трофима Биго (ок. 1579–1650, также известного как «Мастер свечей»), изображающая Юдифь и Олоферна. Музей искусств Уолтерса. (Картина изображает библейскую историю о том, как Юдифь обезглавила ассирийского военачальника Олоферна, чтобы спасти свой народ.) Открытые источники
16 августа в агрогородке Федоры и деревне Овсемирово состоялось особое торжество — событие, значимое для всей церкви на территории Беларуси — 100-летний юбилей адвентистской вести на ...
Вера и наука – вечные оппоненты или союзники в поисках истины? Может ли ученый верить в Бога, а верующий совершать научные открытия? 6 сентября на Международной ...
Организаторы ожидают, что в общемосковском крестном ходе, который 7 сентября возглавит патриарх Московский и всея Руси Кирилл, могут принять участие около 20 тысяч человек, рассказал РИА ...
1 сентября 2025 года команда Объединения церквей «Христа Воскресшего» провела праздничное мероприятие для пациентов кардиохирургии в Кемерове. Для детей, находящихся на длительном лечении, волонтеры устроили театрализованное ...
В воскресенье, 7 сентября, Лекторий московского Кафедрального собора открывает новый цикл лекций, в этом году — посвященный святым Католической Церкви. Первая встреча приходится на день канонизации ...