В индийском штате одобрен самый суровый закон против обращения в другую веру

В индийском штате одобрен самый суровый закон против обращения в другую веру

Во всем мире

Сентябрь

1

2025

Правительство индуистской националистической партии «Бхаратия Джаната Парти» (БДП) сумело внести законопроект о поправках к Закону о свободе вероисповедания 2025 года на сессии Ассамблеи, которая вызвала хаос из-за предполагаемых нарушений в работе панчаятов (местных советов). Поправка расширяет наказание с нынешнего максимального срока в 10 лет до пожизненного заключения, а штрафы за «принудительное обращение в другую веру» достигают 1 миллиона индийских рупий (11 446 долларов США).

Законопроект, принятый на коротком заседании Ассамблеи в среду (20 августа), вводит самые суровые ограничения свободы вероисповедания и слова в Индии. Среди тревожных положений – меры, криминализирующие «пропаганду в социальных или цифровых сетях» как участие в религиозном обращении. Правительство заявляет, что «действия, подобные пропаганде или подстрекательству к обращению в другую веру через социальные сети, мессенджеры или любые онлайн-средства», теперь будут запрещены и наказуемы.

«Когда законы криминализируют обсуждение веры в социальных сетях, они ставят под угрозу основополагающее право каждого гражданина на свободу вероисповедания в цифровую эпоху», — заявил преподобный Виджайеш Лал, генеральный секретарь Евангелического братства Индии. «Эти положения, предусматривающие наказания вплоть до пожизненного заключения, представляют собой одну из самых суровых мер против обращения в другую веру в Индии и могут превратить обычные разговоры о вере в уголовные преступления».

Закон предусматривает самые суровые наказания за обращение в другую веру, затрагивающие, по мнению штата, уязвимые группы населения. Дела, связанные с несовершеннолетними, женщинами, представителями зарегистрированных каст и племен, инвалидами или лицами с психическими отклонениями, теперь караются лишением свободы на срок от пяти до четырнадцати лет и штрафом не менее 100 000 индийских рупий (1150 долларов США). Массовое обращение в другую веру карается лишением свободы на срок от семи до четырнадцати лет, а обращение в другую веру с использованием иностранного или внешнего финансирования карается лишением свободы на срок от семи до четырнадцати лет и штрафом не менее 1 миллиона индийских рупий (11 446 долларов США).

Самое строгое наказание — от 20 лет до пожизненного заключения и штраф в размере не менее 1 миллиона индийских рупий — применяется к обращению в другую веру с применением силы, угроз, принуждения, торговли людьми или обещания брака. Тем, кто скрывает свою религиозную принадлежность в целях заключения брака, грозит от трёх до десяти лет тюремного заключения и штраф в размере 300 000 индийских рупий (3434 доллара США).

«С момента внесения законопроекта пасторы звонят мне», — рассказал Morning Star News Рохит Сингх, адвокат из штата Уттаракханд. «Многие удалили свои проповеди и посты в социальных сетях с онлайн-платформ. Некоторые пасторы подумывают покинуть штат. Онлайн-пожертвования церквям и христианским организациям практически прекратились, поскольку никто не хочет попасть в беду. Думаю, в Индии наши права теперь ограничены».

Примечательно, что поправка, запрещающая обращение в другую веру, не встретила законодательного сопротивления, несмотря на недавние выражения обеспокоенности лидерами партии Индийский национальный конгресс по поводу нападений на христиан. Хотя Конгресс и сорвал выборы в панчаяты (местные сельские советы), партия не предприняла никаких попыток оспорить законодательство, которое, по мнению религиозных меньшинств, может быть использовано против них.

«Показательно, что, пока лидеры Конгресса пишут премьер-министру письма о нападениях на христиан в других штатах, та же партия не оказывает никакого сопротивления принятию жёстких законов, запрещающих обращение в другую веру», — сказал Лал Morning Star News. «Это показывает, как христианские проблемы рассматриваются как политически расходный материал, когда на кону не стоит значительный электорат христиан».

Поправка требует одобрения губернатора штата, что, как ожидается, не вызывает возражений со стороны партии Конгресс. Таким образом, поправка к закону, вероятно, вступит в силу в ближайшее время, хотя дата и сроки получения одобрения губернатора пока не объявлены.

Чиновники, разрабатывающие законопроект, расширили закон о борьбе с обращением в другую веру, включив в него наказания за «изображение практик, ритуалов и церемоний любой религии или любой ее неотъемлемой части в предвзятой манере по отношению к любой другой религии; или прославление одной религии в ущерб другой также будет считаться соблазнением».

Законопроект также криминализирует нечетко определенные действия в Интернете с двусмысленными формулировками, что делает христианские группы в социальных сетях, религиозные форумы и платформы религиозных сообществ уязвимыми для судебного преследования.

«Законы против обращения в другую веру превращаются в оружие с помощью расплывчатой ​​терминологии, процессуальных злоупотреблений и избирательного применения», — заявил Джон Дайал, представитель Всеиндийского католического союза, газете Morning Star News. «Такие термины, как «принуждение», «мошенничество» и «соблазн», трактуются широко, включая в себя такие действия, как распространение Библий или оказание медицинской помощи».

Редакционные издания, как правило, осуждают законопроект как чрезмерный. Редакция Times of India назвала поправки «драконовскими» и «плохо продуманными», которые «требуют тщательного пересмотра или отмены», отметив, что они создадут систему, в которой «любой может быть арестован по одному лишь подозрению в „намерении“», а «имущество обвиняемого может быть конфисковано».

Особую тревогу вызывают положения, позволяющие окружным магистратам конфисковать имущество на основании одного лишь подозрения в связи с предполагаемой деятельностью по обращению в другую веру, заявили критики. Закон позволяет конфисковать любое имущество, которое должностные лица «имеют основания полагать», что оно связано с обращением в другую веру, «независимо от того, рассматривал ли суд такое правонарушение». По их словам, такое превышение полномочий позволяет конфисковывать имущество без доказательств, судебного надзора или надлежащей правовой процедуры.

Законопроект вводит масштабные меры принудительного характера, которые, по мнению защитников гражданских свобод, нарушают основные конституционные права. Все правонарушения становятся подсудными и не подлежат освобождению под залог, поэтому могут рассматриваться только в судах общей юрисдикции. Полиция может арестовывать без ордера, а залог будет предоставлен только в том случае, если суды убедятся в невиновности обвиняемого и вероятности несовершения им новых преступлений.

Дайал осудил положения о принудительном исполнении, назвав их «полным посягательством на конституционные права».

«Эти полномочия производить аресты без ордера и конфискацию имущества до вынесения обвинительного приговора создают атмосферу страха, призванную запугать меньшинства, особенно христиан, которые составляют всего 0,37 процента населения Уттаракханда», — сказал он.

Индийский штат Уттаракханд принял поправку к своему спорному закону о запрете обращения в другую веру, расширяющую наказание до пожизненного заключения

Главный министр Пушкар Сингх Дхами обосновал поправку, ссылаясь на предполагаемые «демографические изменения», вызванные «незаконным/принудительным обращением в другую веру» в штате. Однако население Уттаракханда по-прежнему на 83% состоит из индуистов и около 14% — из мусульман, и лишь незначительный процент составляют христиане и представители других религий.

Поправка 2025 года представляет собой последнее обострение в траектории антиконверсионного законодательства Уттаракханда, основанное на законодательстве, впервые принятом в 2018 году и измененном в 2022 году. Поправка 2022 года импортировала положения из антитеррористического законодательства, сделав «незаконное обращение в другую веру» подлежащим рассмотрению правонарушением, не подлежащим освобождению под залог, не требующим ордера на арест, а бремя доказывания лежит на обвиняемом.

Законопроект продолжает линию все более ужесточающихся «антиобращенческих» законов, которые индуистские экстремисты регулярно используют для ложного обвинения христиан в принудительном обращении в другую веру.

«Двадцать лет назад именно полиция доставляла вам неприятности и срывала богослужения, но теперь негосударственные субъекты приходят вместе с полицией, как будто они являются представителями правоохранительных органов, и занимаются всевозможными беспорядками и вандализмом», — сказал адвокат Сингх. «Это большие перемены».

Закон о свободе вероисповедания, принятый в Уттаракханде в 2018 году, стал седьмым подобным законом в Индии, присоединившись к штатам Одиша, Мадхья-Прадеш, Чхаттисгарх, Гуджарат, Химачал-Прадеш и Джаркханд.

Председатель Объединенного христианского форума А. К. Майкл осудил поправки как «полное нарушение Конституции Индии, в которой говорится, что все люди в равной степени имеют право на свободу совести и право свободно исповедовать, практиковать и распространять религию».

Он отметил, что в ходе состоявшегося 16 мая слушания в Верховном суде по закону штата Уттар-Прадеш, запрещающему обращение в другую веру, суд отметил, что «некоторые его части, по-видимому, нарушают основополагающее право на вероисповедание, гарантированное статьей 25 Конституции».

Опасения христианских лидеров выходят за рамки юридических тонкостей и касаются фундаментальных вопросов демократических ценностей Индии. Преподобный Ричард Хауэлл, директор Теологического института Калеба, утверждает, что дискуссия переместилась с процедурных вопросов на более глубокие темы религиозной свободы и социальной сплоченности.

«Нынешняя борьба идёт не только о законе», — заявил Хауэлл в интервью Morning Star News. «Это также вопросы совести, плюрализма и смысла христианской любви и свидетельства. Суды и законопроекты определяют процедуры. Но они не могут сказать нам, что означает свобода вероисповедания, сколько голосов должна иметь демократия или почему церковь кормит голодных без каких-либо условий. Настоящий вопрос прост: могут ли индейцы по-прежнему свободно выбирать веру, жить бок о бок, несмотря на глубокие различия, и служить друг другу без подозрений?»

В происходящем в Уттаракханде прослеживается более общая тенденция: поправка отражает часть более масштабных общенациональных изменений, которые сделали исповедание христианства всё более рискованным. По словам защитников религиозных прав, враждебная позиция индуистского национализма правительства Нарендры Моди способствовала нападкам на христиан по всей Индии с 2014 года.

«По мере того, как всё больше правительств штатов принимают законы, препятствующие исповеданию христианства, становится всё очевиднее, что политическая обстановка в нашей стране настроена против христиан», — сказал Майкл. «Более того, число случаев насилия в отношении христиан, подскочившее с чуть более 100 в 2014 году до более чем 800 в 2024 году, всё более очевидно, что христианам опасно исповедовать свою веру в Индии».

Для многих христиан, сталкивающихся с этой реальностью, вера остается ответом на неопределенное будущее.

«Что бы ни случилось с нашей общиной и нашими церквями, здесь, в Уттаракханде, или где-либо еще в Индии, все в руках Бога», — сказал Сингх.

Организация поддержки христиан Open Doors поместила Индию на 11-е место в своем рейтинге стран, где христиане подвергаются самым жестоким преследованиям, составленном в 2025 году. В 2013 году Индия занимала 31-е место, но с приходом Моди к власти в качестве премьер-министра ее рейтинг неуклонно снижался.

Фото: Morning Star News

Morning Star News