Во всем мире
Апрель
30
2025
Что может нам рассказать средневековая Библия об анатомии животных, инструментах мастерской и руках, которые формировали ее страницы? Новое исследование показывает, что ответы не написаны в тексте, а запечатлены в самом пергаменте.
Статья датского ученого чешского происхождения Йиржи Вноучека «История производства пергамента, записанная на шкурах животных Гамбургской Библии», опубликованная в журнале Journal of Paper Conservation, предлагает всесторонний визуальный анализ пергамента, использованного в Гамбургской Библии XIII века, роскошной трехтомной латинской Библии, которая сейчас хранится в Королевской датской библиотеке.
Вноучек, старший научный сотрудник этой библиотеки, внимательно изучает телячьи шкуры, из которых сделана рукопись, и раскрывает скрытую историю средневекового ремесла, консервации и материальной культуры.
Используя проходящий свет, изображения с высоким разрешением и знания, полученные в ходе экспериментального изготовления пергамента, Вноучек демонстрирует, как каждая страница сохраняет физические следы своего животного происхождения, а также методы, используемые в мастерской для превращения кожи в писчий материал.
Гамбургская Библия, заказанная Бертольдом, деканом Гамбургского собора, и скопированная писцом Каролюсом в 1255 году, хорошо известна своими замысловатыми иллюстрациями. На одном известном изображении изготовитель пергамента представляет растянутую кожу святому Иерониму. Как показывает исследование Вноучека, сам пергамент под этой миниатюрой столь же показателен.
Каждый бифолиум — две страницы, соединенные в один лист, — был сделан из одной телячьей кожи, и рукопись содержит в общей сложности 346 шкур. Эти шкуры сохраняют видимые анатомические особенности, включая шею, позвоночник, лопатки и хвост. Некоторые фолиумы сохраняют тонкие отпечатки позвонков или таза, видимые при наклонном или проходящем свете.
Один фолио (т. 1, л. 135) предлагает яркий пример. «Круглое, белое, более прозрачное пятно на корешке (рядом с синим инициалом) — это отпечаток второго позвонка грудной клетки», — отмечает Вноучек. Эта физическая деталь, невидимая большинству читателей, раскрывает конкретную часть использованного животного и отражает, как растягивался и скоблился пергамент.
На листе 183r второго тома знаменитая миниатюра показывает изготовителя пергамента, передающего свежерастянутый лист святому Иерониму. Долгое время прославляемое как редкий визуальный отчет о производстве пергамента, изображение теперь приобретает новый смысл.
«Маленькая черная точка в центре кожи, разложенной в руках святого Иеронима, может означать порез, дефект на поверхности пергамента, который заделал мастер пергамента», — пишет Вноучек. – «Художник мог черпать вдохновение из зашитого разрыва на самом листе, на котором он делал иллюстрацию».
Другими словами, иллюстрация может изображать ту самую страницу, на которой она была нарисована, с реальным исправленным дефектом.
Исследованию подверглась Гамбургская Библия XIII века, которая сейчас хранится в Королевской датской библиотеке
Вноучек также каталогизирует многочисленные порезы, шрамы и ремонты, сделанные во время производства пергамента. Многие были сделаны во время снятия кожи, особенно в сложных местах, таких как шея или крестец. Эти порезы кожи часто появляются параллельными линиями, известными как «вельвет», и могут привести к образованию глазообразных отверстий при растяжении пергамента.
Некоторые из этих дефектов были зашиты нитками, и исследование определяет несколько стилей ремонта. На листе 169r сложный двухшаговый стежок был использован для выравнивания и последующего закрепления длинного разреза в пергаменте.
«Похоже, у каждого изготовителя пергамента был свой собственный стиль выполнения ремонтных стежков, поэтому, сравнивая эти швейные исправления, можно распознать разных изготовителей пергамента», — объясняет Вноучек.
Иногда ремонт не удавался. Под натяжением сушки нить ослабевала, и разрез слегка открывался, сохраняя видимую запись несовершенного, но серьезного ремонта.
Несколько листов в Гамбургской Библии сохранили то, что Вноучек называет «естественными краями», области около краев, которые сохраняют первоначальную форму шкуры животного. Они все еще могут включать остатки волос, особенно в углах или около сшитых заплат. В одном из примеров (т. 3, л. 71) светло-коричневые волосы остаются вдавленными в пергамент.
Иногда видны вены, особенно в местах, где животное не было должным образом обескровлено во время убоя. Железо в крови может реагировать с известью, оставляя красноватые пятна. На листе 221 второго тома Вноучек определяет признаки активности паразитов около плеча, а также пятна и отверстия с пятнами крови.
«Пергамент — полупрозрачный материал, который следует использовать с обеих сторон; поэтому любой небольшой дефект на поверхности, со стороны мякоти или даже внутри кожицы… будет виден», — пишет он.
Возможно, самым любопытным открытием является наличие проколотых букв или символов около края пергамента на нескольких листах в третьем томе. Эти отметки появляются на листах 190, 192, 198 и 214 и могут представлять собой личную подпись или торговую марку изготовителя пергамента. «Такие отметки… размещались на краях кожи и обычно срезались после того, как пергамент был сформирован в тетради», — объясняет Вноучек.
Эти проколы могли быть сделаны, когда кожа была натянута на каркас, как раз перед тем, как она высохла. Их сохранение предполагает момент гордости или владения тем, что в противном случае было бы анонимной формой ремесла.
Исследования Вноучека относятся к новой области биокодикологии, которая объединяет изучение рукописей и биологическую науку. В то время как традиционная кодикология фокусируется на рукописном письме и переплете, биокодикология уделяет внимание останкам животных в пергаменте, определяя виды, диету, методы снятия кожи и даже торговые пути.
«Визуальный анализ пергамента является важной частью новой, быстро развивающейся исследовательской дисциплины биокодикологии», — пишет он.
Работа Вноучека, поддерживаемая финансируемым ЕС проектом Beasts to Craft, опирается не только на архивный анализ, но и на его собственный опыт изготовления пергамента вручную. Результатом стало исследование, которое меняет наше представление о рукописях — они не столько пассивные контейнеры текста, сколько сложные артефакты средневековой жизни, труда и материальной трансформации.
Дворец Олега – самое большое гражданское здание Рязанского кремля – передают Русской Православной Церкви. Памятник архитектуры – образец эклектики – возводили поэтапно на протяжении трёх веков, с XVII по ...
Сезон раскопок 2025 года официально начался в древнем городе Листра, одном из городов, упомянутых в Новом Завете, расположенном в Мераме, районе Коньи в современной центральной Турции, сообщает Аncientist. Известная тем, ...
Приход Евангелическо-лютеранской церкви Святой Анны – Анненкирхе приглашает горожан на свою площадку на территории культурного квартала «Брусницын». Она станет центральной площадкой Анненкирхе на время реставрации основного здания. Об этом ...
Группа депутатов фракции "Новые люди" во главе с заместителем руководителя фракции Сарданой Авксентьевой внесла на рассмотрение Госдумы законопроект, который запрещает религиозным организациям проводить свои обряды и церемонии в жилых, ...
Руководитель Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по благотворительности епископ Каменский и Камышловский Мефодий провел однодневный семинар «Церковная помощь наркозависимым» в Томске. В нем приняли участие более 60 ...