Индийская церковь нуждается в наставниках из-за быстрого роста

Индийская церковь нуждается в наставниках из-за быстрого роста

Во всем мире

Октябрь

20

2025

Церковь в Индии переживает замечательный рост, что является признаком Божьей работы по всей стране, заявил преподобный Виджаеш Лал, генеральный секретарь Евангелического братства Индии (EFI), в эксклюзивном интервью Christian Daily International. Однако он предупредил, что наряду с обнадеживающим ростом существует острая необходимость в более глубоком ученичестве, лидерстве и участии в жизни общества.

«По самым скромным подсчетам, в Индии каждый день ко Христу приходят от 3000 до 5000 человек», — сказал Лал, назвав темпы роста «взрывными», хотя и не такими значительными, как в Африке.

Тем не менее, он отметил, что до сих пор нет комплексного исследования, позволяющего точно измерить этот показатель. «Хотел бы я иметь подкрепляющие данные, но мы плохо справились с исследованиями», — сказал он, добавив, что цифры, как правило, основаны на отрывочных сведениях, а не на систематических исследованиях. «Как только мы проведём точное исследование — а сначала индийцам придётся серьёзно к нему отнестись — я убеждён, что темпы роста окажутся даже выше, чем те, которые сейчас оценивают такие организации, как Operation World и другие».

Лал объяснил, что значительная часть этого роста наблюдается в северной и центральной Индии, в таких штатах, как Уттар-Прадеш и Бихар. «В восточном Уттар-Прадеше есть множество движений, которые являются местными», — сказал он. «Ни одно из них не участвует и даже не поддерживается кем-либо на Западе».

Это не отдельные случаи, а целые движения, в которых целые общины обращаются ко Христу и перестраивают свою жизнь вокруг Него.

«Церковь выросла вопреки нам, а не благодаря нам», — размышлял Лал, признавая, что его слова могут показаться спорными. «Стратегии не работают, но Господь что-то задумал, и мы видим следы этого повсюду».

Возникающие движения за христианство среди индуистов и мусульман имеют глубокие корни в индийской культуре

Лал сказал, что нынешняя волна обращений не похожа ни на что, что Индия видела ранее: целые общины обращаются ко Христу по собственной инициативе и формируют самобытное индийское выражение веры. Он отметил, что многие верующие не принимают конфессиональных обозначений, а просто называют себя последователями Иисуса.

«Идентифицировано как минимум восемь-девять христианских движений», — пояснил он. «Они являются христианами по убеждениям и практике, но они не обратились к организованному христианству как таковому. Вместо этого они обратились к личности Иисуса Христа».

Эти движения, сказал он, отражают необычайную энергию низовых общин. Общины поклоняются, молятся и исповедуют свою веру способами, глубоко укоренёнными в местной культуре, а не в заимствованных миссионерских традициях. «Они могут быть не так хорошо знакомы с доктриной, как хотелось бы кому-то на Западе», — заметил Лал. «Поэтому, чтобы судить их, нужно выработать другие стандарты».

Но он подчеркнул важность взаимодействия с движениями. «Мы должны взаимодействовать с ними, чтобы они чувствовали себя комфортно, вливаясь в русло христианства», — сказал он, добавив, что такое взаимодействие имеет ключевое значение для укрепления их доверия и единства с Церковью в целом.

Однако для Лала самая большая проблема заключается в том, чтобы превратить быстрый рост в зрелое ученичество. «Они знают, как поклоняться Господу, они знают, как молиться, и они знают некоторые основы Библии», — сказал он. «Но доктринальная основа и развитие лидерских качеств — вот главные потребности индийской церкви сегодня».

Полностью преданная Христу, но индийская церковь представляет собой «смешанную картину» в других аспектах

Лал описал индийскую церковь как стойкую и глубоко преданную своему делу, даже там, где враждебность или притеснения затрудняют христианскую жизнь. «Даже если их преследуют, они не вернутся», — сказал он. «Что касается преданности вере, их нельзя винить».

В то же время, по словам Лала, картина индийской церкви в других аспектах — социально-политическом положении, финансовом потенциале и духовной зрелости — выглядит «смешанной». Общины на юге и северо-востоке Индии, как правило, лучше обеспечены ресурсами и более устоялись, в то время как новые церкви в центральных и северных регионах гораздо беднее и сталкиваются с большими ежедневными трудностями.

Он отметил, что это экономическое неравенство определяет то, как реализуются усилия по развитию лидерских качеств и ученичеству. Церкви с большими ресурсами способны предоставлять структурированное обучение и наставничество пасторам и мирянам, в то время как менее обеспеченные общины по-прежнему не имеют доступа к аналогичным программам. Он подчеркнул, что это одна из самых насущных потребностей.

Нынешняя волна обращений не похожа ни на что, что Индия видела ранее: целые общины обращаются ко Христу по собственной инициативе и формируют самобытное индийское выражение веры

Растущая роль Индии как миссионерской силы

Лал сказал, что одним из самых обнадеживающих событий является растущее осознание того, что Индия — это уже не просто поле миссионерской деятельности, но и страна, вносящая свой вклад в мировое миссионерское движение. Церкви и миссионерские организации по всей стране отправляют служителей в Азию, Африку и другие регионы.

«Есть ряд конфессий, у которых уже есть миссионеры в разных частях света, — пояснил Лал. — Юго-Восточная Азия, Африка, Центральная Азия. Мы отправляем миссионеров в Китай».

Хотя вклад Индии пока невелик по сравнению с такими крупными странами, как США и Южная Корея, он постепенно растёт. Лал предложил скромную оценку: в настоящее время за рубежом служат от 750 до 1000 индийских миссионеров, не считая тех, кто переезжает на Запад в качестве пасторов и евангелистов.

«Мы осознаём, что наша Церковь должна распространяться отовсюду и повсюду», — сказал Лал, описывая растущее среди индийских христиан осознание своей ответственности за участие в мировой евангелизации. Он отметил, что церкви в северных и центральных регионах, где наблюдается самый быстрый рост, пока не отправляют миссионеров в больших количествах, но, вероятно, начнут это делать по мере взросления и большей организованности.

Он вспомнил своё удивление во время недавней поездки в Монголию на встречу, организованную Азиатским евангельским альянсом. «Я обнаружил там индийских миссионеров», — сказал он со смехом. «Да, в Монголии! Я понятия не имел. Я спросил их: „Что вы здесь делаете?“» Для Лала это доказательство того, что индийские верующие уже вступают на мировое миссионерское поле, иногда тихо и без ведома.

«Будущее будет захватывающим», — сказал он, выразив уверенность в том, что число миссионеров, выезжающих из Индии, в ближайшие годы будет только увеличиваться.

Настоящий вызов — это материализм

Отвечая на вопрос о некоторых трудностях, с которыми сталкиваются верующие в Индии, Лал предупредил, что, хотя преследования могут облагородить и даже укрепить веру, Церкви изнутри угрожает более тонкая опасность: материализм. «Индийское общество в целом превратилось в то, что правительство называет „желающим классом“», — сказал он, отметив, что Церковь не застрахована от этих перемен.

«Существует определённая тенденция определять успех с точки зрения материального благополучия», — пояснил Лал. Это стремление к социальной мобильности, распространённое в современной Индии, проникло и в христианские общины, особенно в городских центрах и более богатых регионах.

Он также указал на рост числа проповедей, ориентированных на процветание, особенно в Пенджабе и некоторых районах Уттар-Прадеша, как на растущую проблему. «Наблюдается огромный рост числа проповедей, ориентированных на процветание», — отметил Лал, но добавил, что «это не привело к процветанию».

Лал процитировал покойного миссионера брата Эндрю, который однажды сказал: «Главный враг церкви — не гонения, а материализм».

Опасность, по словам Лала, заключается в том, что церкви начинают отражать экономические амбиции окружающей культуры вместо того, чтобы формировать контркультурные сообщества, основанные на простоте, ученичестве и служении.

Христиане внесли «огромный вклад» в строительство нации

Отвечая на вопрос об истории Церкви в Индии, Лал решительно отверг утверждение о том, что христианство заимствовано с Запада, настаивая на том, что его корни в Индии уходят почти на два тысячелетия. Он отметил, что индийские христиане недавно отметили День святого Фомы в честь прибытия апостола в Индию почти 2000 лет назад.

«Первые церкви были построены примерно в то время и существуют до сих пор», — пояснил Лал. «У нас были очень древние христианские общины, не только на юге, но и на севере. Христианство существовало ещё до прихода британцев, даже на севере». Хотя современное миссионерское движение XVIII и XIX веков способствовало новому росту, Лал подчеркнул, что оно не принесло христианство на субконтинент.

Он также подчеркнул значительную роль, которую индийские христиане сыграли в формировании истории и идентичности нации.

Лал указал на их вклад до и после обретения независимости, напомнив, что именно индийский христианин первым придумал знаменитый лозунг «Сварадж [самоуправление] — мое неотъемлемое право, и я его получу », — хотя позднее его приписали индуистскому националистическому лидеру.

Он также рассказал о влиянии К. Ф. Эндрюса, сыгравшего ключевую роль в борьбе за независимость Индии, хотя сам он не был индийцем, а также о Сушиле Кумаре Рудре, индийском христианине, директоре колледжа Святого Стефана в Нью-Дели, который обратился к Махатме Ганди в Южную Африку с просьбой вернуться домой. «Ганди не приехал бы в Индию, если бы не он», — сказал Лал, подчеркнув, как христианские лидеры способствовали развитию движения за независимость Индии.

После обретения независимости Лал заявил, что христиане внесли «необыкновенно большой вклад» в строительство государства, учитывая их небольшую численность. «Мы были везде — в образовании, здравоохранении, армии, железных дорогах, государственном управлении. Наш вклад намного превышает нашу численность», — сказал он.

Однако, по его словам, общественное мнение порой формируется пропагандой, которая низводит христиан до уровня «христиан-рисовиков», утверждая, что обращение в христианство мотивировано материальной выгодой. «Это ложное представление», — настаивает Лал. «Наша история показывает, что мы служили этой стране верой и жертвенностью».

«Какой церковью мы становимся?»

Несмотря на многочисленные обнадеживающие признаки роста и устойчивости, Лал неоднократно возвращался к насущному вопросу зрелости. «Церковь в Индии растёт. В этом нет никаких сомнений», — сказал он. «Вопрос, который мы должны задать себе: какая Церковь растёт? Какой Церковью становимся мы?»

Он предупредил, что без осознанного перехода к ученичеству, развитию лидерских качеств и социальной активности Церковь рискует стать «широкой в ​​милю и глубиной в дюйм».

Лал сказал, что некоторые стратегии, заимствованные с Запада, делают акцент на количественном росте в ущерб целостному развитию. «Некоторые элементы западного импорта, особенно американского импорта в Индии, на самом деле вредили», — откровенно сказал он. «Это пошло нам на пользу с точки зрения насыщения церкви, основания движений и оказания помощи. Тем не менее, это принесло как пользу, так и вред. Их стратегии сосредоточены только на душе, потому что им нравятся цифры».

Он добавил, что этот однобокий акцент порой отвлекал церкви от взаимодействия с обществом. «К сожалению, это привело к тому, что христианство полностью ушло из центра внимания», — сказал Лал. «Новые евангелические, пятидесятнические, независимые церкви не взаимодействуют с обществом так же активно, как наши предшественники».

«У нас нет никого, кто, как лидеры прошлого, мог бы послать сигнал и убедить Ганди приехать в Индию. У нас нет таких источников влияния, потому что мы попали в дихотомию: спасать души любой ценой, пренебрегая при этом тем сообществом, которое создаём».

Цель Лала состоит не просто в увеличении численности прихожан, но и в формировании Церкви, основанной на Писании и в то же время являющейся подлинно индийской по своей идентичности.

«Я надеюсь на зрелую Церковь, на самостоятельную Церковь, на Церковь, которая твёрдо стоит на своей индийской христианской идентичности, а не на заимствованной с Запада», — сказал он. «Церковь, которая стремится к евангелизации и ученичеству, и это также является благословением для страны».

Christiandaily