Первая конференция по христианской психологии состоялась в Москве

Первая конференция по христианской психологии состоялась в Москве

Церковь и общество

Октябрь

3

2025

Первая конференция по христианской психологии состоялась 28 сентября в концертном зале «Измайлово». Психологи, богословы, философы, коллеги, учителя, ученики и друзья отметили в этот день 35-летие Московской школы христианской психологии. Форум ставил своей задачей осмысление и анализ становления христианской психологии в контексте современной науки и практики.

Собравшихся приветствовали отцы-основатели Московской школы христианской психологии. Профессор, членкор РАО Виктор Слободчиков поздравил коллег с вхождением в пору «самого расцвета, серьезной молодой взрослости, когда можно сказать, что мы соразмерны интеллектуально, душевно и профессионально как нашему названию, так и современным проблемам». Профессор Борис Братусь, членкор РАО, декан факультета психологии РПУ св. Иоанна Богослова, основатель и руководитель Московской школы христианской психологии и Научно-практического института психологии личности (АНО НПИПЛ), вспомнил о том, что «все началось» в 1990-е гг. с трех человек: кроме него, тогда доцента психологического факультета МГУ, в группе единомышленников оказались два священника – о. Иоанн Вавилов и покойный ныне о. Борис Ничипоров (оба окончили психологический факультет МГУ). Вместе они затеяли семинар «Психология и религия», где обсуждались вопросы христианской антропологии и психологии. «Это попало прямо в нерв – это были вопросы, витавшие в то время в обществе», – вспоминал Братусь те дискуссии, на которые «сходилась вся Москва».

За 35 лет из «горчичного зернышка» выросла целая научная школа, представители которой заполнили до отказа большой концертный зал, а около трехсот других участвовали в форуме онлайн. На конференции с благодарностью вспоминали известного психолога Федора Василюка, который тоже стоял у истоков возрождения христианской психологии в России. Именно возрождения, как неоднократно подчеркивал профессор Братусь, после 70 лет воинствующего атеизма, и на конференции многократно звучали имена и цитаты основателей русской христианской психологии – святителей Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова).

Дарья Зайцева, преподаватель РПУ, директор Учебного центра АНО НПИПЛ представила обзор деятельности Московской школы христианской психологии.

Наталия Инина, основатель и руководитель психологического центра «Психология взросления», в программном докладе «Место и роль христианской психологии в контексте науки и практики» отметила общую тенденцию последних лет – «резкое снижение антагонизма» между религиозной традицией и светской психологией: последняя с «неизбежностью приходит к принятию духовной составляющей в человеке».

С докладом «Личность как точка пересечения духовного и психологического» выступила доцент РПУ св. Иоанна Богослова Надежда Храмова.

Алексей Лызлов, доцент РГГУ в докладе «Философские предпосылки христианской психологии» уделил особое внимание одному из основоположников европейского экзистенциализма Сёрену Кьеркегору и его трактовке христианской антропологии, стадий жизненного пути и столь важного для психологии понятия «быть собой». «По Кьеркегору, психология – это наука о возможном, а христианская психология – наука о том, как возможна для человека полнота, к которой Господь его призывает», – отметил Лызлов.

Доцент РПУ св. Иоанна Богослова Людмила Кожарина в докладе «Развитие воли в трудах Л.С. Выготского. Взгляд христианского психолога» представила результаты совместного с Геннадием Кравцовым исследования проблемы формирования воли у детей дошкольного возраста. Воля и произвольность, осмысленность, осознанность, совесть, инициативность и т.д. – эти параметры были изучены через призму культурно-исторического подхода Л. Выготского, который докладчица считает новым перспективным типом научного познания.

Филипп Мамалакис, греческий православный богослов и семейный психолог из США, в онлайн-докладе «Христианская психология. Модели исцеления» сфокусировался на разговорной терапии. Это не просто один из методов психотерапевтического лечения, а встреча, «приглашение вступить во взаимодействие личностей», подчеркнул он. Христианская психотерапия будет исцеляющей при соблюдении главного условия – самоотдачи терапевта, которая «повторяет самоотдачу Христа».

Форум ставил своей задачей осмысление и анализ становления христианской психологии в контексте современной науки и практики.

Вторая часть конференции открылась докладом Елены Левиной, психолога центра «Психология взросления», «Работа с травмой как преодоление препятствий на пути духовного развития личности». Она рассказала о методе «Внутренний ребенок», разработанном Наталией Ининой, о его составляющих и результативности, доказанной годами терапевтической работы. «Метод предлагает преодоление духовного и психического расщепления, возвращая человека в реальность встречи со Христом. Целостность личности невозможно восстановить без устранения первичного разрыва между ребенком и Богом», – отметила Левина.

Тема преподавателя РПУ св. Иоанна Богослова Аркадия Харьковского – «Болезнь как духовное испытание». Как возможно «взаимодействовать с болезнью», принять ее как новый этап жизни; как совершить этот поступок, преодолевающий депрессию; что такое «целенаправленная активность» в болезни в противовес «реактивному автоматизму»; можно ли говорить о терпении «не как о слепой покорности, а как об ожидании Бога», – эти и другие вопросы, важные для любого человека, рассмотрел докладчик на основе своего опыта специалиста, давно работающего с больными людьми.

Священник и психолог Глеб Курский рассмотрел христианскую психологическую практику в библейском контексте, показав на примерах, как пророки, апостолы или персонажи евангельских притч проходят стадии духовной трансформации: отказываются от прежней жизни, входят в «максимально уязвимую» стадию лиминальности (перехода), а затем обретают новый статус («войди в радость Господина твоего», Мф 25:21).

Диакон Иоанн Мыздриков, психолог-консультант и супервизор, представил доклад «Условия применения психологических методик в практике христианского душепопечения».

С заключительным докладом «Психология христианского света: к столетию книги Семена Франка «Смысл жизни»» выступил психолог-консультант Олег Валуев, преподаватель ряда вузов.

Конференция завершилась круглым столом, на котором выступили профессор Виктор Слободчиков, священник Петр Коломейцев, Михаил Касьминский, игумен Иона (Займовский), Евгений Проценко, Борис Воскресенский, Валерий Доронкин и большинство докладчиков. Все делились своими впечатлениями от той «полифоничной» согласованности, того единства, которое ощущалось на конференции. Н. Инина выразила это так: «Христианская психология разворачивается по принципу литургического возгласа «Христос посреди нас». Мы рады новым смыслам, и сейчас проживаем единение в свете Того, Кто над нами, настоящую соборность». На круглом столе можно было услышать о том, что христианская психология не противопоставляет себя светской науке, но углубляет ее. Психологи-практики говорили, что «психология не столько наука, сколько искусство».

Это красивая метафора, но профессор Братусь подчеркнул: «Христианский психолог – еще и еще раз скажу – должен быть профессионалом, он должен понимать всю сложность психического мира, которую нельзя «перескочить». В ней, как в любой науке, есть преемственность от учителей к ученикам (в этом смысле она является «рукополагаемой» наукой). Психологию нельзя заменить ни богословием, ни нравственной проповедью, она есть звено соединения земного и духовного. За христианской психологией – будущее».

Благовест-Инфо