Церковь и общество
Май
1
2025
Выставка «Восстаёт во славе», посвященная истории изучения и послевоенного восстановления памятников архитектуры Великого Новгорода, открылась 28 апреля в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры имени А.В. Щусева (МУАР). Это масштабный выставочный проект, созданный Музеем архитектуры совместно с Новгородским государственным объединённым музеем-заповедником при поддержке Министерства культуры РФ, он приурочен к 80-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
В годы войны большинство новгородских памятников были разрушены или сильно пострадали. Создатели экспозиции решили сосредоточиться на истории изучения и послевоенного восстановления трёх храмов, всемирно известных образцов древнерусского зодчества – Спаса Преображения на Нередице XII века, Успения Богородицы на Волотовом поле XIV века и Спаса Преображения на Ковалёве XIV века. Храмы представляют собой не только уникальные произведения новгородской архитектурной школы, но и ценнейшие памятники монументальной живописи, восстановление которых продолжается и сегодня.
Открывая выставку, директор МУАР Наталья Шашкова рассказала о том, что архитектор А. В. Щусев, чье имя носит МУАР, руководил проектом восстановления Новгорода после войны. «Именно он настоял на необходимости возрождения древних памятников, разрушенных войной. Это было совсем не очевидно – урон был столь велик, что даже среди специалистов царило упадническое настроение – восстановить что-либо казалось невозможным. Даже Грабарь предлагал построить новую столицу областного центра на новом месте. Но Щусев, который в молодые годы много бывал в Новгороде, зарисовывал и обмерял новгородские храмы, отстоял идею сохранения города и предложил проект его реконструкции, включавший научную реставрацию и музеефикацию всех значимых архитектурных сооружений», – рассказала Шашкова. Сохранились воспоминания о том, как специалисты из Москвы, среди которых были сотрудники МУАР, приехали в Новгород сразу после освобождения города, и новгородские коллеги делили с ними все тяготы послевоенного быта: кормили их супом из сушеной крапивы и хлебом с мякиной, уступали им свое жилье, чтобы быстрее начался процесс восстановления. Поэтому тема выставки – это «важная историческая, профессиональная и человеческая история», отметила директор МУАР.
Новгородский музей-заповедник впервые привез в Москву такой объем и такое разнообразие памятников, сказал Сергей Брюн, куратор выставки, гендиректор Новгородского музея-заповедника. Говоря о сотрудничестве с МУАР, он отметил: «Сегодня мы совместно чтим подвиг и чаяния великого Щусева. То, что сейчас происходит во всех музеях в преддверии юбилея Победы, – это общая литургия памяти». По его словам, тема экспозиции – история обретения, утраты и воскресения памятников. Название выставки символично отсылает к высказыванию апостола Павла о Воскресении: «Сеется в уничижении, а восстает во славе» (1 Кор. 15:43).
Героями выставки стали три шедевра византийского и древнерусского искусства, «три неугасимых свечи», как называет их Брюн. Он напомнил, что храм Спаса на Нередице был скошен нацисткой артиллерией и восстановлен лишь к 1958 году. «Его удивительные фрески, исполненные на самом исходе XII века, свидетельствуют о том, как искусство чудом переживает губительный огонь войны, о самоотверженности и терпении реставраторов, посвящающих свою жизнь «невозможному». Храм Успения на Волотовом Поле представляет «еще более душераздирающую картину, и также служит примером профессионализма и терпения реставраторов, по кусочкам собирающих тончайшую живопись, превращенную в 1 700 000 разрозненных кусочков». По его словам, работа по восстановлению памятников, которая началась 80 лет назад, продолжается по сей день. «Не все потери безвозвратны – эти храмы воскресли как образ веры, мужества и подвижничества», – заключил он.
Анатолий Оксенюк, куратор выставки со стороны МУАР, сказал: «Выставка показывает хрупкость нашего наследия. Для меня было откровением, что работа по залечиванию ран войны длится до сих пор. Начавшееся в те годы воссоздание трёх храмов продолжалось вплоть до начала 2000-х годов! Наш проект подчеркивает: события Великой Отечественной войны не должны становиться для нас далекой историей, они являются значительной частью нашей жизни».
Это масштабный выставочный проект, созданный Музеем архитектуры совместно с Новгородским государственным объединённым музеем-заповедником при поддержке Министерства культуры РФ
История храмов и их героического восстановления рассказана через несколько сюжетов, которые находят отражение в разделах экспозиции. Первый раздел выставки посвящен теме архитектурной реставрации памятников, начавшейся в июне 1944 года, когда в Новгород приехала группа специалистов во главе с Щусевым. Одним из принципов, предложенных им, стало максимальное сохранение древней русской архитектуры и обязательное восстановление даже лежащих в руинах зданий вместе с их фресками. В этом разделе представлены материалы изучения и восстановления разрушенных церквей, впервые показаны чертежи и обмеры, которые стали основой для реставрации, а также копии фресок, созданные разными художниками в 1920 1980-е годы. Из собраний двух музеев были подобраны графические материалы и фотоснимки первой половины XX века, которые никогда ранее не демонстрировались на одной площадке.
Раздел на втором этаже предваряет экспозиция икон – это образы из праздничного чина XV века из церкви Успения на Волотовом поле. Всего в этом ряду иконостаса было девять икон, до недавнего времени считалось, что сохранилось пять из них. Но недавно, в 2024 г., икона «Распятие» была возвращена из Германии, куда она была вывезена во время оккупации Новгорода нацистскими войсками. О том, что эту икону увез из Новгорода в 1943 г. капеллан немецкой армии; о сложном поиске этой иконы и напряженных переговорах с аукционным домом в Германии, выставившем ее на продажу; о процедуре выкупа и «почти шпионской» истории доставки памятника в Россию рассказал директор Новгородского музея Сергей Брюн. Он напомнил, что всего более 30 тыс. памятников было вывезено в Германию во время войны. Сейчас «Распятие» занимает центральное место среди икон в экспозиции – так, как это было в праздничном чине Волотовской церкви.
Второй раздел посвящен реставрации фресок. Работа по их восстановлению началась одновременно с реставрацией храмов уже в 1944 году с разбора руин храма Спаса на Нередице и сбора фрагментов монументальной живописи, которые затем поступали в собрание Новгородского музея. Сбор и реставрация фресок храма Спаса на Ковалеве начались в 1960-е годы под руководством известного художника-реставратора А. П. Грекова. Собранные фрагменты смонтированы на мощные основания, по методике самого Грекова, некоторые из них экспонируются на выставке. Фрески из храма Спаса на Нередице XII века демонстрируются в виде небольших композиций, которые были собраны в 1944-1947 годах под руководством архитектора Л. М. Шуляк.
Монументальная живопись храма Успения на Волотовом поле, над реставрацией которой с 1990-х гг. по настоящее время работают ученица Грекова Тамара Анисимова и ее коллеги, тоже показана на выставке. Анисимова рассказала «Благовест-инфо», что этому храму «повезло» больше других – его фрески еще в 1894 г. были полностью скопированы Филаретом Фоминым («невозможно представить, как он за год, в темноте, скопировал весь храм!»), и это бесценно для реставраторов, которые, собирая каждый образ из тысячи кусочков, укладывают их на копии этих калек. В Нередице и в Ковалеве можно ориентироваться только на довоенные фотографии и зарисовки.
Организаторы старались показать на выставке не только оригинальные фрагменты фресок XII-XIV веков и иконы XV-XVI веков, но и подробности реставрационного процесса: можно увидеть мастерскую реставратора и представить специфику этой работы, которой, по словам Анисимовой, хватит еще надолго. Часть экспонатов была привезена из реставрационных мастерских буквально со столов реставраторов. Некоторые фрески только недавно были собраны воедино из фрагментов, многие предметы демонстрируются впервые.
Выставку можно посетить во флигеле «Руина» с 29 апреля по 27 июля 2025. Это редкая возможность увидеть в Москве памятники древнерусского искусства, которые обычно не покидают Новгородский музей-заповедник.
28 апреля 2025 года в Кемерове служители церкви «Христа Воскресшего» приняли участие в собрании Межконфессионального молодежного клуба Кузбасса «Единство духа и веры в победу». Мероприятие состоялось при поддержке Администрации ...
В рамках Межконфессионального женского форума «Созидай» состоялось значимое событие — чествование женщин-христианок, которых отметила Государственная Дума РФ.
На днях было обнародовано «беспрецедентное» исследование отношения к вере, убеждениям и Богу, которое показало, что для большинства людей во всем мире Бог является реальностью. В течение трех лет 90 ...
25 апреля в Кафедральном соборе Преображения Господня в Новосибирске состоялся концерт в рамках Пасхального фестиваля приходских хоров «Да ликуют сонмы ангелов!». В концерте принимали участие три коллектива Преображенской епархии ...
В преддверии празднования 80-летия Великой Победы в Евангелическо-лютеранском соборе Свв. Петра и Павла состоится праздничный концерт. В нем примут участие органист Тимур Халиуллин и Русский хор имени А. В. ...