Во Флоренции отреставрировали капеллу Дель Джильо-Нери

Во Флоренции отреставрировали капеллу Дель Джильо-Нери

Во всем мире

Июль

6

2025

Завершены реставрационные работы в часовне Дель Джильо-Нери, части комплекса церкви Санта Мария Маддалена де Пацци в Борго Пинти во Флоренции, сообщило итальянское издание Finestre Sull Arte.

Реставрационное вмешательство, проведенное под руководством Суперинтендантства ABAP во Флоренции и полностью финансируемое Министерством культуры, возвращает городу драгоценный живописный цикл Поччетти.

После нескольких месяцев работы были завершены реставрационные работы в часовне Дель Джильо-Нери, исторически и художественно значимом месте, расположенном в комплексе Санта Мария Маддалена де Пацци в центре Борго Пинти.

Проект, возглавляемый Soprintendenza Archeologia, Belle Arti e Paesaggio для города Флоренции и провинций Пистойя и Прато, был полностью профинансирован Министерством культуры. Часовня, которая расположена сразу справа от главного входа в комплекс, теперь снова доступна для публики в своей первоначальной конфигурации, как того и желала ее последняя патрональная семья Нери.

Официальное открытие капеллы состоялось вечером во вторник, 1 июля 2025 года, в присутствии представителей Суперинтендантства, духовенства и подрядчика.

Реставрация касалась, в частности, внутреннего декоративного убранства. Прежде всего, были восстановлены фрески, выполненные Бернардино Поччетти, урожденным Бернардо Барбателли, художником, работавшим в конце XVI – начале XVII веков, который отвечал за украшение часовни, начиная с 1598 года.

Живописный цикл делится на три основных ядра: Коронация Девы Марии, истории святого Бернара Клервосского, основателя Ордена цистерцианцев, и истории Филиппа Нери, изображенные еще до его канонизации в 1622 году.

Алтарь, изображающий святых Ахиллея и Нерео, Доменико Крести, известного как il Passignano, занимает пространство, ранее предназначенное для работы Козимо Росселли, позже перенесенной в церковь.

Другие изображения, связанные с двумя титулованными святыми, также появляются на стенах капеллы. Кульминация фигуративного проекта и всей декоративной схемы находится в куполе, где Бернардино Поччетти изобразил живую сцену коронации Девы Марии в окружении множества ликующих святых.

Восстановлены фрески, выполненные Бернардино Поччетти, художником, работавшим в конце XVI – начале XVII вв.

Архитектурный комплекс церкви Санта Мария Маддалена де Пацци, к которой принадлежит часовня Дель Джильо-Нери, был спроектирован Джулиано да Сангалло в последние десятилетия XV века.

Характеризуясь квадрипортиком, предшествующим входу в церковь, храм представляет собой одно из важнейших мест поклонения в знаменитом городе эпохи Возрождения. Сегодня церковное здание находится в руках FEC — Fondo Edifici di Culto del Ministero dell’Interno, в то время как богослужения в нем проводит Конгрегации августинских отцов Успения, которые постоянно присутствуют в комплексе.

В ходе чрезвычайных открытий, организованных в последние месяцы на этапе реставрации, публика могла получить доступ к строительной площадке и поближе рассмотреть фрески и восстановительные работы. Такие визиты представили новый взгляд на конструкцию и ее декоративные элементы.

Кроме того, начиная с 12 июля и с дальнейшим графиком, запланированным на сентябрь, сотрудники Суперинтендантства в сотрудничестве с компанией, выполняющей работы, Techne Srl, организуют новые экскурсии.

На церемонии открытия капеллы присутствовали архитектор Антонелла Ранальди, суперинтендант ABAP во Флоренции, Пистойе и Прато, отец Джулиано Риккадонна, ректор августинцев-ассумпционистов, и владельцы компании Techne Изабелла Губбини и Марко Маркетти, которые отвечали за выполнение работ. Также присутствовали должностные лица суперинтендантства, участвовавшие в различных этапах строительства.

Работа станет предметом монографического исследования с историческими, техническими и иконографическими инсайтами, опубликованного в серии Tutela e Restauro, информационном бюллетене, издаваемом флорентийским Суперинтендантством и призванном документировать деятельность по сохранению и улучшению наследия.

Реставрация внесла немалый научный вклад в изучение часовни и ее роли во всем архитектурном комплексе, а также дала возможность проследить исторические этапы художественного заказа семьи Нери. Воссоздана читаемость и связность сложного декоративного цикла, разработанного в момент перехода от Контрреформации к зарождающемуся барокко, в котором религиозные и репрезентативные потребности патрональной семьи нашли точку равновесия в интенсивном живописном повествовании, созданном Поччетти.

Седмица