Церковь и общество
Ноябрь
29
2024
На пленарном заседании XXVI Всемирного русского народного собора патриарх затронул тему современного образования.
Невежество — воистину корень многих зол. Церковь всегда выступала за развитие просветительской деятельности. «Свет Христов просвещает всех» — эти слова огненной строкой проходят не только через богослужения Великого поста, но и через всю миссию Церкви, которая свидетельствует о важности получения настоящих, глубоких знаний, качественного образования и нравственного воспитания. Именно поэтому мы с осторожностью относимся к звучащим сегодня предложениям ограничить среднее образование восемью классами, а высшее — тремя годами обучения. А прозвучали такие мысли и на достаточно высоком уровне.
Образование необходимо для формирования цельной и гармонично развитой личности, для раскрытия в человеке образа Божия, заложенного с рождения. Не устаю напоминать об этом важном смысле слова «образование». Если образование и культура не воспитывают в человеке доброту, совестливость, любовь к Отечеству, то возникают тревожные вопросы: в правильном ли направлении вообще они развиваются? точно ли служат благу народа?
Как так получается, что у части заканчивающих государственные школы или вузы молодых людей формируются ценности, чуждые нашей духовной культурной традиции? Они не испытывают любви и даже уважения к России, к ее истории, с нескрываемым презрением отзываются о русском народе и даже о русском языке. Таких, конечно, пока меньшинство, но, к сожалению, это немаленькое меньшинство. Почему из государственных вузов, содержание которых обеспечивается за счет средств национального бюджета, пополняемого простыми налогоплательщиками, то есть всеми нами, выходят в том числе и русофобы? В то время, когда страна находится в очень непростом положении, обороняясь от многих, кто желает, как мы говорим, расчленить и погубить единый народ.
Эти вопросы перестанут быть риторическими, если мы посмотрим, какие ценности могут прививаться молодому поколению педагогами с «широкими взглядами на жизнь», как они сами себя называют.
В январе этого года, выступая перед нашими парламентариями в Совете Федерации, я делился с ними своей озабоченностью относительно преподавания литературы в школе. С учетом литературоцентричности всей русской культуры данный вопрос имеет ключевое значение — в первую очередь для формирования ценностных ориентиров подростков, их моральных качеств и жизненных устремлений. И вот учитель, зная это, выбирает для детского чтения современные произведения, которые рассказывают о нормальности неполной семьи, внебрачных связей или романтизируют противоестественную однополую любовь. Может ли подобный сомнительный круг чтения сформировать у человека твердые нравственные убеждения? Ответ очевиден: конечно, нет!
Современная детская литература и ее качество — это предмет особого рассмотрения. Насколько мне известно, в последнее время были даже специальные исследования для выявления тем, поднимающихся в детских книгах. И среди этих тем обнаружились такие, как идеализация предательства, человек как животное, отвержение традиционных социальных ролей в семье, нормализация любых отклонений, «живи здесь и сейчас, не думай о будущем»… Безотносительно того, насколько корректными были выборка книг и методика самого исследования, большую тревогу вызывает тот факт, что такие книги в принципе присутствуют в предлагаемом для детей чтении. Схожая ситуация наблюдается и в области детской мультипликации.
Образование необходимо для формирования цельной и гармонично развитой личности, для раскрытия в человеке образа Божия, заложенного с рождения
Все это похоже на какую-то — не побоюсь сказать — социальную шизофрению. С одной стороны, Церковь прикладывает большие усилия, для того чтобы укреплять традиционные духовно-нравственные основы жизни в нашем народе. Мы ведем активный диалог с законодательной и исполнительной властью: отстаиваем важные законодательные инициативы, боремся с пропагандой идеологии «чайлдфри» и защищаем права нерожденных детей, свидетельствуя о важности многодетности и укрепления института брака. И не только Церковь, но и многие общественные организации, да и большинство граждан, готовы защищать наши ценности.
И в это же самое время в части нашего общества, в государственных школах, вузах, в средствах массовой информации как бы невзначай, исподволь, насаждается и популяризируется совсем иная система ценностей, чуждая нашей культуре и духовной традиции. Получается, что одной рукой мы созидаем и собираем, а другой — расточаем и разрушаем. Что это? С одной стороны, продвигаем важные законопроекты по защите традиционной семьи, а с другой — не допускаем до телеэфира передачи про традиционную семью, снятые, в том числе, с участием представителей Церкви. Вот недавно — взяли и сняли такую передачу без объяснений. Зато нередко транслируются развлекательные шоу и другие программы, в которых без осуждения и даже без всякого сожаления говорится, как о чем-то нормальном, о разводах и нарушении супружеской верности. Шуточки, смешочки, якобы развлекательный контент, который подается не для выражения озабоченности, не как развал семьи, не как личная трагедия для родителей и детей, а как нечто не лишенное даже некой романтики.
Вспоминаются в связи с этим пронзительные слова нашего замечательного философа Василия Розанова, с болью и негодованием писавшего о тех, кто, презирая свою Родину, при каждом удобном случае вредит ей исподтишка: они внушают и «нашептывают нашим детям, что мать их недостойная, … что теперь, когда они по малолетству не в силах ей всадить нож, то, по крайней мере, должны понатыкать булавок в ее постель, стулья и диваны; набить гвоздóчков везде на полу»[2], чтобы она страдала и истекала кровью. Таких гвоздóчков, к сожалению, и сегодня рассыпается немало.
Я затронул лишь некоторые темы. Можно было бы сказать и о всеобщем снижении уровня грамотности, и о всё более редком навыке логично, ясно и красиво выражать свои мысли, о недостаточно высоком социальном статусе и авторитете учителей, о пугающей эпидемии сквернословия, охватившей в том числе и детей. Жутко слышать, как ребенок семи — десяти лет матом ругается. Всё это тоже очень важные вопросы.
Судьбы целых империй зависят от образования молодежи, свидетельствовал великий Аристотель, ибо где нет исключительного внимания к воспитанию, там и само государство терпит ущерб[3]. Вопросы образования и воспитания подрастающего поколения имеют ключевое значение для будущего нашего народа, а потому должны быть в фокусе особого, пристального внимания как государственных властей, так и общественности.
Всем нам, любящим русскую культуру, отстаивающим самобытность и духовный суверенитет русской цивилизации, каждому на своем месте, предстоит немало потрудиться, чтобы настойчиво, последовательно и решительно ограждать наше молодое поколение от влияния пагубных идей, которые реально угрожают будущему нашей страны.
Приход Евангелическо-лютеранской церкви Святой Анны – Анненкирхе приглашает горожан на свою площадку на территории культурного квартала «Брусницын». Она станет центральной площадкой Анненкирхе на время реставрации основного здания. Об этом ...
Группа депутатов фракции "Новые люди" во главе с заместителем руководителя фракции Сарданой Авксентьевой внесла на рассмотрение Госдумы законопроект, который запрещает религиозным организациям проводить свои обряды и церемонии в жилых, ...
Руководитель Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по благотворительности епископ Каменский и Камышловский Мефодий провел однодневный семинар «Церковная помощь наркозависимым» в Томске. В нем приняли участие более 60 ...
Начальствующий епископ Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕ) Сергей Ряховский выразил поддержку Армянской апостольской церкви (ААЦ) и назвал недопустимым вмешательство армянских властей в дела церкви. Его заявление ...
Принятый Госдумой закон о защите русского языка в публичном пространстве "отвечает общественным озабоченностям", ведь иностранные языки не должны доминировать в отечественном культурном пространстве, вместе с тем угрозу русскому языку ...