Церковь и общество
Июль
3
2024
Проект Musica sacra nova (новая духовная музыка) за два года познакомил российских слушателей с малоизвестными произведениями как знаменитых, так и не знаменитых композиторов. Прозвучали 16 премьер, из них четыре – мировые. «Вся великая музыка написана в диалоге с Богом. Нам кажется очень интересным учиться и сегодня слушать и слышать этот разговор, который каждый композитор ведет на своем языке», – говорится в предисловии к проекту Musica sacra nova Фонда Николая Каретникова, творчество которого в последние годы было посвящено сакральному. В этом сезоне прозвучала мировая премьера его произведения «Месса для прихожан».
На заключительном вечере исполнялась, в основном, музыка русских эмигрантов. Концерт «От модерна к авангарду» прошел 27 июня в Концертном зале Чайковского. Организаторы предложили слушателям сопоставить творчество близких по времени и знакомых между собой композиторов, которые писали уже в новой манере на рубеже эпох. Скрябин («Прометей») и Обухов (пролог к «Книге жизни»); Лурье (Concerto Spirituale) и Стравинский («Симфония псалмов»). Авангардные произведения представили Хоровая капелла России имени А. А. Юрлова, Российский национальный молодежный симфонический оркестр, дирижер Фёдор Леднёв.
Самое необычное произведение концерта – фрагмент оратории «Книга жизни». По замыслу Николая Обухова целиком она должна звучать сутки – всю Пасхальную ночь и день Пасхи. Пролог впервые исполнен в Париже оркестром под управлением Кусевицкого в 1926 году. Одобрили сочинение только Равель и Прокофьев. На нынешнем концерте в зале Чайковского произведение встретили аплодисментами. Николай Борисович Обухов (двоюродный брат певицы Надежды Обуховой) учился в Московской и Санкт-Петербургской консерваториях. В 1918 году эмигрировал во Францию, где скончался в 1954 году в возрасте 62 лет. Почти все его изданные произведения – на духовные темы. В России впервые его музыка прозвучала около 15 лет назад в Санкт-Петербурге.
Организаторы предложили слушателям сопоставить творчество близких по времени и знакомых между собой композиторов, которые писали уже в новой манере на рубеже эпох
Стравинский помогал Артуру Лурье устроиться в Париже в 1924 году. Лурье из богемной среды, дружил с Хлебниковым, Маяковским, Ахматовой. После революции пару лет работал начальником музыкального отдела Наркомпроса. В этой должности он смог помочь матери Стравинского выехать с архивом сына из Советской России. В эмиграции в годы нацизма, избегая преследований, переехал из Франции в Америку. Умер в возрасте 74 лет, похоронен в 1966 году в Принстоне.
На первом концерте цикла звучали духовные произведения эмигранта Сергея Ляпунова. Концепцию нынешнего сезона Musica sacra nova пояснил куратор проекта композитор Сергей Сергеевич Терентьев. Цикл «От модерна к авангарду» берет начало в ранних хоровых миниатюрах a cappella Kyrie (1898) и Sanctus (1902) Микалоюса Чюрлёниса, созвучных мистическим настроениям зарождавшегося модернизма. Центральная ось — опыты композиторов так называемого Нового направления русской духовной музыки, занимавшихся обновлением музыкального языка. Музыкант отмечает палитру художественной выразительности одного из концертов – «концентрат модернизма в области духовной музыки первой половины XX века, без авангардных «жестов»: «Фресковая звукопись «православных пассионов» Максимилиана Штейнберга к «Страстной седмице». Модернистская красочность гармоний в «Шести песнопениях вечерни» Николая Черепнина. Монохромная лапидарность «нового обихода» Игоря Стравинского. Ориентализм «Двух еврейских псалмов» Александра Гречанинова». Один и концертов предлагал «проследить пути духовной музыки в их параллельном движении и перекрещивании в исторической перспективе: с XII века (Хильдегарда Бингенская) до конца XX столетия (Николай Каретников, Александр Вустин) и наших дней (Георг Пелецис, Джеймс МакМиллан). На тематическом концерте «Пророчества и символы» звучала мировая премьера вновь найденных фрагментов футуристической оперы «Победа над солнцем» Михаила Матюшина, произведение Musica Sacra I Ольги Бочихиной для ударных инструментов и электроники, а также российская премьера «Хрустальный чертог» советского и британского композитора, поэта-переводчика Дмитрия Смирнова.
В первом сезоне Musica sacra nova в 2023 году «Духовная музыка из бывшего СССР» слушателей познакомили с редко исполняемыми произведениями таких авторов, как Шнитке, Пярт, Сидельников, Губайдулина, Артемьев, Десятников и других. Организаторы надеются на продолжение цикла в следующем концертном сезоне. Возможно, слушателей ожидает московская премьера «Мистерия апостола Павла» Николая Каретникова, подсказанная композитору священником Александром Менем.
С 16 по 18 мая 2025 года в Риме пройдут юбилейные торжества католических церковных братств. Ожидается, что в столицу прибудет около 100 тысяч паломников из 100 стран всех континентов. ...
Реставраторы собрали из обломков фреску Софийского собора Новгородского кремля, разрушенную в конце XVII века, сообщил гендиректор Новгородского музея-заповедника Сергей Брюн в четверг. "(Восстановлена - ИФ) замечательная фреска "Богоматерь с ...
В деревне Дурандарбха, округ Сукма, штат Чхаттисгарх, Индия, радикальные индуисты напали на христианские семьи и изгнали их из своих домов, угрожая убить, если они вернутся. Нападение произошло 24 апреля ...
На прошлой неделе в Ньюпорте собралось более 175 человек, в том числе более 100 молодых людей, которых призвали смело следовать своей вере. В этом месяце по всей территории Соединенного ...
Представители Консультативного Совета Глав Протестантских Церквей России почтили минутой молчания память советских воинов, погибших во время Великой Отечественной войны. Служители евангельских церквей возложили венок и цветы к Могиле Неизвестного Солдата у стен Московского Кремля.