В Сикстинской капелле отреставрируют «Страшный суд» Микеланджело

В Сикстинской капелле отреставрируют «Страшный суд» Микеланджело

Во всем мире

Август

16

2025

Музеи Ватикана объявили о масштабной реставрации «Страшного суда» Микеланджело в 2026 году. Эта монументальная фреска, считающаяся одним из величайших творений мастера эпохи Возрождения, покрывает алтарную стену Сикстинской капеллы, которая будет открыта во время срочных ремонтных работ. Также идёт пятилетняя реставрация Лоджии Рафаэля.

«Страшный суд», написанный Микеланджело между 1536 и 1541 годами, представляет собой грандиозную фреску размером 14,5 на 14,5 метра. Она изображает напряженную сцену второго пришествия Христа, Который парит в центре изображения, с поднятой в властной позе рукой, готовясь вершить суд над всем человечеством. В левом верхнем углу изображены обитатели небес, к которым вскоре присоединятся новообращенные, восходящие снизу. Справа – проклятые грешники, выражающие свое крайнее отчаяние перед лицом неизбежного нисхождения в огненные глубины ада.

По словам Паоло Виолини, руководителя лаборатории реставрации живописи и деревянных материалов Музея Ватикана, новые работы по консервации необходимы для защиты фрески от воздействия большого потока туристов. Как он сообщил Vatican News, работы будут проведены в начале 2026 года, чтобы завершить их к Страстной неделе, которая начинается в конце марта.

Хотя небольшие ремонтные работы на «Страшном суде» проводятся ежегодно с использованием простого механического подъёмника, предстоящие работы будут значительно более масштабными. Вокруг всей фрески будут возведены временные леса с подъёмником, который позволит группе из 10–12 реставраторов перемещаться по всей высоте фрески.

Необходимы срочные работы, чтобы защитить шедевр эпохи Возрождения от воздействия чрезмерного количества туристов

 

Виолини, вступивший в должность в начале этого месяца, перед началом работы над «Страшным судом» в следующем году также курирует реставрацию Лоджии Рафаэля – величественного коридора в Папском дворце, украшенного группой помощников художника по его эскизам. Она включает в себя четырнадцать ниш с великолепной лепниной и фресками.

Объясняя значение лоджии, Виолини описал ее как «объект всемирного наследия», который «дал начало декоративному жанру «гротеск», возрожденному из римской античности и широко распространенному на протяжении XVI века».

Далее он подробно остановился на уникальной ответственности, связанной с координацией реставрации обширной коллекции произведений искусства Ватикана. «Здесь, в большей степени, чем в других учреждениях, уделяется особое внимание нематериальной ценности произведения искусства». Реставрационная лаборатория музея, основанная в 1923 году, стремится восстановить не только физическое состояние произведения искусства, но и его сакральный смысл.

Куратор Ватикана уже дважды реализовывал проекты, направленные на то, чтобы вернуть знаменитым комнатам Рафаэля столь необходимый блеск. Ранее этим летом Музеи Ватикана представили Зал Константина, расписанный помощниками Рафаэля по его эскизам – ему возвращено былое великолепие после монументальной десятилетней реставрации.

В ходе масштабного проекта были даже обнаружены две новые работы, которые можно приписать Рафаэлю, что побудило директора музея Барбару Ятту заявить: «Эта реставрация переписывает часть истории искусства».

Фото с сайта Седмица.Ru

Седмица