Церковь и общество
Октябрь
16
2023
В Петербурге реставрируют детали интерьера бывшей англиканской церкви. Теперь это концертный зал и вторая площадка Музыкального театра имени Федора Шаляпина. О том, как идут работы, – Екатерина Грициенко.
Огромная мастерская и всего один музыкальный инструмент. Удивительно, но звуки, приближавшие человека к Богу, рождались весьма прозаичным образом. За мощной органной установкой стоял человек, точнее работал в поте лица. Калькант, то есть помощник, вручную приводил в действие коленвал. Воздух поступал в меха. Орган начинал дышать.
«И дальше через вот эти воздуховоды воздух поступает в винлады, которые являются распределительными коробками. Здесь открываются клапаны для подачи воздуха уже в трубы», – объяснил заместитель руководителя проекта реставрационной компании Михаил Желиостов.
Орган известной фирмы Brindley & Foster изготовлен в английском Шеффилде в 1877 году. По своему звучанию и конструкции инструмент превосходил все европейские образцы того времени.
«Из тех органов английских, что были на территории Российской империи, это единственный сохранившийся орган. И ему повезло в том смысле, что он никогда никуда не переносился, не перестраивался», – рассказал зав. кафедрой органа и клавесина Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова Даниэль Зарецкий.
В церкви на Английской набережной орган занимал нишу у южной стены. Туда же и вернется после реставрации. Тогда зал станет площадкой Музыкального театра имени Федора Шаляпина.
На стене рядом с купелью висела копия картины Рубенса «Снятие с креста». Грязь, копоть, многочисленные прорывы на холсте – теперь все в прошлом.
Теперь это концертный зал и вторая площадка Музыкального театра имени Федора Шаляпина
Искусствоведы считают эту копию очень близкой к оригиналу. По духу и эмоциональному состоянию героев. Например, лицо Богоматери того же цвета, что и мертвое тело Иисуса Христа. Так передается предельный трагизм момента.
Чтобы зажигать свет в душах прихожан создали 15 витражей. Теперь это последние в России образцы английского витражного искусства конца XIX века. Чтоб полотно не прогнулось, его крепили на проволоки к металлической раме. Даже после обновлений, эта система останется прежней.
«Так было исторически. Это очень надежно: проволочки были припаяны на те же исторические места, которые были», – поделилась руководитель студии витражей Наталья Южакова.
Пока золочёные капители и колонны, одетые в искусственный мрамор, скрывают леса. Новая площадка Музыкального театра имени Шаляпина предстанет во всем блеске в декабре следующего года.
Выставка «От Отечественной войны до декабристов. Иконы, религиозная графика и предметы прикладного искусства» открылась 17 декабря в Центральном музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева (ЦМИАР). Экспозиция посвящена религиозному искусству ...
12 декабря в церкви св. Георга состоялась презентация вышедшей в декабре этого года книги «История в 160 лет. Самарская кирха». Эту книгу-альбом написал профессор д-р Глеб Алексушин в соавторстве ...
В уходящем году продолжается традиция расширения географии издания «Вера и общество». В 2025 году начата работа новой региональной редакции в Калининграде — самом западном областном центре Российской Федерации с ...
18 декабря 2025 года в Москве в духовном центре на Нагатинской под председательством первого заместителя Председателя Евро-Азиатского отделения Генеральной Конференции Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня по вопросам взаимодействия с органами ...
17 декабря по благословению председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Антония сотрудник ОВЦС иеромонах Марк (Ахматханов) принял участие в торжественном открытии выставки современного церковного искусства «Кресту ...























