Институт Европы: религиозно-историческая конференция

Институт Европы: религиозно-историческая конференция

Церковь и общество

Апрель

30

2025

 

В Москве, в конференц-зале Института Европы Российской Академии наук прошла научно-практическая конференция «Религиозный вклад в Великую Победу и поствоенное мироустройство».

В работе конференции приняли участие светские ученые и служители разных церквей и религиозных организаций.

Выступление митрополита Московского и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви Корнилия было посвящено истории христиан-староверов в России.

В качестве иллюстрации докладчик использовал известную картину Сурикова «Боярыня Морозова». И это не случайно, так как в этом году старообрядцы отмечают 350-летие мученического венца этой подвижницы. Как несогласная с официальной церковью, Морозова была схвачена, заключена в Боровске, в яму и скончалась от голода.

Судьбы староверов во многом схожи с судьбами русских сектантов, то бишь, евангельских верующих. И те, и другие претерпевали особо страшные гонения за свои религиозные убеждения вплоть до 1905 года.

Служитель церкви адвентистов седьмого дня, член Общественной палаты, член Совета по взаимодействию с религиозными при Президенте Российской Федерации Олег Гончаров, говоря о жизни адвентистов в годы войны, отметил, что адвентисты клеймили нацизм как язычество, оккультизм, как человеконенавистническую идеологию, а их вклад в Победу носил характер личного участия.

Историк РСЕХБ Владимир Попов представил доклад: «Ратный труд евангельских христиан-баптистов на фронте, в тылу и на поприще послевоенного миротворчества».

Попов обратил внимание на два, хронологически рядом стоящих, тяжелейших испытания, которые вместе со всем народом перенесли христиане-баптисты. Это: массовые репрессии тридцатых, в результате которых множество служителей и рядовых верующих были расстреляны или умерли в местах заключения. И второе – Великая Отечественная война.

Конференция явилась серьезным разговором о религиозном вкладе и о религиозном факторе, которые приближали Победу

С началом войны, почти в одно и то же время митрополит Сергий и, избежавшие репрессий руководители Союза евангельских христиан, распространили патриотические Обращения к верующим – встать на защиту Родины от вероломного нашествия немецко-фашистских захватчиков.

Немало баптистов погибло на поле брани, много было и тех, которые получили ордена и медали за ратный труд, а некоторые удостоились звания Героя Советского Союза. Дмитрий Кияшко, за организацию форсирования реки Буг. Иван Шаталин – летчик-штурмовик, кавалер Ордена Красного Знамени, Ордена Александра Невского, а затем в 1945 году получил звание Героя. Особо отличились баптисты-военврачи: Григорий Нерубенко, Иван Копейко, лечившие воинов в госпиталях. Женщины-баптистки служили в качестве фронтовых медиков, водителей, поваров.

В тылу, в общинах евангельских христиан-баптистов организовывались пошивочные мастерские для обеспечения фронтовиков, сборы не санитарный самолет «Добрый самарянин», сборы на детей-сирот погибших воинов.

Начиная с 1942 года, служители евангельских христиан и баптистов устанавливают связи с единоверцами стран-союзников. Английские и американские баптисты, используя официальные религиозные каналы и Комитеты помощи СССР, направляют в Россию потоки гуманитарной помощи.

В послевоенное время развивается постоянный обмен религиозными делегациями и международное сотрудничество в борьбе за мир. Активное участие в народной дипломатии стало традицией, неотъемлемой частью служения русских баптистов на мировой арене.

В докладах светских ученых также освещалась роль Русской православной церкви в послевоенном миротворческом движении, деятельность участников движения Сопротивления из среды католиков и протестантов в странах Западной и Восточной Европы.

С приветственным словом к участникам конференции обращались:  Алексей Громыко, член-корреспондент РАН, директор Института Европы, Владимир Швейцер, руководитель Отдела социальных и политических исследований, Роман Лункин, доктор политологии, профессор РАН, заместитель директора Института Европы и руководитель Центра по изучению проблем религии и общества.

Подводя итоги работы конференции, Роман Лункин отметил, что эта встреча явилась серьезным разговором о религиозном вкладе и о религиозном факторе, которые приближали Победу. Опыт прошлого, связанный с историей взаимоотношений церкви и государства, церкви и общества в годы всенародных испытаний чрезвычайно актуален и в наши дни.

РСЕХБ