В Англии религиозные лидеры и ученые опасаются, что теология исчезает из университетов

В Англии религиозные лидеры и ученые опасаются, что теология исчезает из университетов

Во всем мире

Август

18

2025

Возникают опасения за будущее теологии и религиоведения, поскольку число университетов Великобритании, предлагающих эти предметы, продолжает сокращаться.

Широкий спектр религиозных лидеров, ученых и общественных деятелей выразил обеспокоенность тем, что эти предметы могут полностью исчезнуть из университетов, если сейчас не будут приняты меры по их защите.

В открытом письме, составленном организацией Theos Think Thank, отмечается, что в Англии и Уэльсе существует только 21 высшее учебное заведение, предлагающее степени бакалавра в области теологии и религиоведения, по сравнению с 90 учреждениями по истории, 90 учреждениями по музыке и 101 учреждением по социологии.

В письме предупреждается, что сокращение этого предмета сузит выбор студентов и лишит общество выпускников, способных решать этические проблемы во все более поляризованном мире.

«Это влияет на выбор студентов, но также имеет негативные последствия для общества», — говорится в письме.

«Теология играет важнейшую роль в интеллектуальном, этическом и культурном развитии сообществ. Она даёт людям инструменты для более глубокого взаимодействия с мировыми культурами и традициями, а также для глубокого изучения сложных священных текстов».

«Она предоставляет пространство для межконфессионального диалога в среде, где встречаются люди из разных слоев общества (включая нерелигиозных, поскольку теология и религиоведение ни в коем случае не являются прерогативой верующих), а также создает возможности для совместного изучения студентами вопросов веры». 

«Во все более поляризованном мире это помогает нам понять другие точки зрения».

В другом месте письма отмечается аналогичный спад в преподавании религиозного образования (РО). В нём говорится, что «слишком мало квалифицированных специалистов для преподавания РО», и отмечается, что около половины уроков РО ведут учителя, специализирующиеся на другом предмете, в то время как лишь пятая часть новых студентов, поступивших на программы подготовки учителей РО в прошлом учебном году, имела диплом по теологии и религиоведению. 

В письме делается вывод: «Будущее выглядит все более сложным, многообразным и плюралистичным; локальные, национальные и глобальные изменения требуют от нас умело решать моральные, этические и духовные проблемы и идеи.

«Мы обязаны помочь гражданам завтрашнего дня вооружить их инструментами, которые помогут им ориентироваться в этом будущем и жить лучше. Вряд ли в нашей системе образования найдутся инструменты лучше, чем теология и религиоведение». 

Теология играет важнейшую роль в интеллектуальном, этическом и культурном развитии сообществ.

Письмо подписали директор Теософского общества Чайн Макдональд, бывший архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс, генеральный директор Christian Aid Патрик Уотт, исполнительный председатель Religion Media Centre Майкл Уэйклин и модератор Free Churches преподобная доктор Тесса Генри-Робинсон.

Публикация письма совпала с публикацией результатов экзаменов уровня A на этой неделе. 

Последние данные Совета по религиозному образованию (REC) и Национальной ассоциации преподавателей религиозного образования (NATRE) показали, что число студентов, изучающих религиоведение (RS) на уровне A в Англии и Уэльсе, осталось стабильным и составило 15 005 человек, что немного меньше, чем годом ранее, всего на 1,3%. В Уэльсе число студентов, изучающих религиоведение на уровне A, выросло на 5% до 737 человек.

REC и NATRE отмечают, что сохраняются проблемы с набором учителей, а школы не могут предложить этот предмет на уровне A, в результате чего все больше учащихся не могут его изучать.

Председатель REC Сара Лейн Коут отметила: «В мире религиозного образования главным событием последних двух десятилетий является успех и рост уровня A».

«Несмотря на отсутствие поддержки этой темы, всё больше студентов обращаются к академическому изучению систем верований, которые сформировали мировую историю и жизнь людей».

Она продолжила: «Тем не менее, к сожалению, многие студенты, которые хотят изучать этот предмет на уровне A, не могут этого сделать, поскольку предмету по-прежнему не хватает ресурсов и внимания, чтобы удовлетворить растущий спрос. 

«Проведенный правительством обзор учебной программы и системы оценки — это возможность положить конец пренебрежению и гарантировать, что учащиеся, которые хотят учиться, смогут это сделать».

Председатель NATRE Кэти Фриман добавила: «Специалисты-преподаватели дошкольного образования представляют собой огромный актив для молодых людей, их школ и сообществ, открывая массу возможностей — от карьерного роста до нового интеллектуального опыта».

«Но реальность такова, что спрос на специалистов в области образования в сфере религиоведения не удовлетворяется по всей стране. Нам срочно необходим национальный план, который позволит молодым людям, желающим изучать религиоведение, преуспеть в работе, жизни и непрерывном образовании».

Фото: Unsplash

Christiantoday