В Тамбове состоялась историко-религиоведческая конференция

В Тамбове состоялась историко-религиоведческая конференция

Церковь и общество

Май

11

2025

Живое участие в подготовке и работе конференции приняла Татьяна Пронина, доктор философских наук, главный научный сотрудник научно-исследовательского центра религиоведческих и этнополитических исследований Ленинградского Государственного Университета им. А.С.Пушкина.

Пронина выступила с обширным научно-аналитическим докладом «Религиозный портрет российских регионов: на примере Тамбовской области. Исследования 2011-2013, 2014-2015, 2017 г.г.».

Религиозно-социологические исследования, основанные на полевых изысканиях, на опросе городского и сельского населения, показали, что религиозность данного региона носит характер амбивалентный, то есть резко противоречивый.

Большинство опрошенных причисляли себя к православию, их численность на протяжении указанного периода составляла – 70-80%. Но среди них оказывалось немало лиц, которые относили себя к «православным атеистам», что весьма странно звучит.  Были и другие, которые не верили в воскресение Христа. А воцерковленных, регулярно посещающих богослужения, участвующих в таинствах, оказалось всего 2%.

Немалую часть составляли лица, увлеченные восточными религиозными практиками, верящими в высшую безличную силу.

Для большинства населения религия связана с этнокультурной идентичностью. Религиозность проявляется только на уровне быта, внешнего неосознанного обряда и никак не связана с целью и смыслом жизни, с образом поведения и образом жизни. Так, например, на 100 браков в области приходится 60-70 разводов.

По мнению исследователя, большинству россиян присуще магическое мышление, о чем говорят и показывают нескончаемые очереди к святым мощам и пренебрежение собственно богослужением.

Религиозно-социологические исследования, основанные на опросе городского и сельского населения, показали, что религиозность данного региона носит характер резко противоречивый

Историк Владимир Попов представил доклад на тему: «Василий и Георгина Чичерины: христианские просветители и благотворители».

Докладчик рассказал о родителях первого министра иностранных дел Советского правительства Георгия Чичерина, которые в результате духовных исканий примкнули к движению евангельских христиан-пашковцев.

Отец Георгия был крупным царским дипломатом, занимал высокие посты на службе в русских посольствах Бразилии, Италии, Германии, Франции.

Министерство иностранных дел намеревалось назначить его русским послом в Америку. Но из-за нездоровой атмосферы, которая сложилась вокруг него после принятия евангельской веры, бросает дипломатическую карьеру, уходит в отставку.

Переселившись из Петербурга в Тамбовскую губернию, затем в сам Тамбов, посвящает себя вместе с супругой активному христианскому служению.

Их дом в Тамбове становится своеобразным «храмом», где регулярно звучат духовные песнопения, молитвы, читается Библия. А в своем имении Покровское Василий и Георгина Чичерины открывают школу, медицинский пункт, библиотеку, проповедуют и распространяют Евангелие, духовную литературу. В губернском центре Василий Чичерин организует «Общество попечения о бедных» и «Общество помощи гимназистам». А Георгина Чичерина становится членом, открытого Василием Пашковым, «Общества поощрения духовно-нравственного чтения».

Энергичный, неутомимый краевед Федор Фирсов много лет занимается изучением жизни и деятельности Петра Можарова, тамбовского Кулибина, подвижника-изобретателя, конструктора, проектировщика и организатора мотоциклетного производства в России и храмостроителя.

Фирсов осветил жизненный путь Можарова и его разносторонний вклад в научно-техническое творчество.

Конференция завершилась свидетельством Александра Уриха, председателя региональной общественной организации «Ассоциация экспертов-религиоведов».

Александр Урих приводил факты из жизни человека, который в первой половине прошлого века был гражданином мира, наводящим мосты дружбы между Россией, Америкой и Европой.

Это – Юлий Геккер (1881-1938), потомок немцев-переселенцев, доктор философии, богослов и социолог, получивший образование в колледже христиан-методистов и в Колумбийском университете США, сотрудник христианской миссии (1916-1919) среди русских военнопленных в Европе.

Этот человек, как и многие другие в то время, был увлечен идеями социалистического переустройства, так как считал, что идеи социализма заимствованы и близки практике общинной жизни ранних христиан.

Отсюда вытекает его подвижническая деятельность, направленная на поддержку и помощь новой советской республике.

После долгого пребывания за рубежом он возвращается в Советскую Россию, в 1921 году.

Геккер трудится, не покладая рук, в качестве сотрудника международной организации «Администрация американской помощи», организованной тогдашним министром торговли, а затем президентом США Гербертом Гувером, ради спасения бедствующих от страшного голода жителей Поволжья.

В 1931 году Геккер приезжает на Тамбовщину в Ирскую сельскохозяйственную интернациональную коммуну Кирсановского района.

Благодаря его кипучей деятельности и глубокой посвященности это коллективное хозяйство снабжается новейшей техникой, современным оборудованием. Геккер организует приезд специалистов из-за рубежа.

Коммуна процветает, становится образцово-показательной, но наступают времена массовых репрессий.

16 февраля 1938 года Юлий Геккер попадает под маховик репрессий и приговаривается к смертной казни. Человек, так много сделавший добра для мира и для страны Советов, 27 апреля 1938 года был расстрелян.

Судьбы подвижников, как правило, трагичны. Но их преданность возвышенным идеалам не может не служить примером и нам, живущим в эпоху высоких технологий.

В этом, пожалуй, один из главных уроков, вынесенных с конференции историков и религиоведов.

РСЕХБ