Выставка икон из коллекции графа Строганова открылась в Петербурге

Выставка икон из коллекции графа Строганова открылась в Петербурге

Церковь и общество

Июль

12

2025

В Строгановском дворце Русского музея открылась выставка «Иконы из коллекции Сергея Григорьевича Строганова» (6+). Изысканный проект, представляющий изящные «строгановские письма» конца XVI — начала XVII века в кабинете хозяина — замечательного ученого, общественного деятеля и мецената, где они хранились при жизни собирателя.

По словам Григория Голдовского, заместителя генерального директора Русского музея по научной работе, этот выставочный проект, необычайно интересный сам по себе, обогатит впечатления посетителей о Строгановском дворце, послужит желанию музея привлечь как можно больше людей в этот прекрасный памятник русской истории и культуры. «Если придешь сюда и окунешься в его атмосферу, то обязательно захочешь вернуться», — подчерк­нул Голдовский.

Граф Сергей Григорьевич Строганов (1794 – 1882) — представитель знаменитой династии Строгановых, герой Отечественной войны 1812 года, создатель Строгановского училища технического рисования, инициатор учреждения Археологической комиссии, проводившей первые раскопки в России, был воспитателем цесаревича Николая Александровича и его братьев, включая будущего Александра III, основателя Русского музея.

В 1847 году Строганову удалось приобрести более 200 икон XVI – XVII веков, происходивших из Благовещенского собора города Сольвычегодска, родового гнезда Строгановых. Собор был заложен в 1560 году Иоанникией (Аникой) Строгановым, основателем династии, и стараниями его наследников пополнялся иконами, книгами и богослужебными предметами. Но в XIX веке после пожара в храме иконы были распроданы.

Изысканный проект, представляющий изящные «строгановские письма» конца XVI — начала XVII века в кабинете хозяина — замечательного ученого, общественного деятеля и мецената, где они хранились при жизни

В 1860 году Строганов перевез свою коллекцию из Москвы в Петербург и разместил ее в Строгановском дворце. После революции 1917 года коллекция икон была национализирована и поступила в Русский музей.

Как рассказала Ирина Соловьева, заведующая отделом древнерусского искусства Русского музея, строгановская школа иконописи появилась в конце XVI века, когда России переживала Смутное время, изысканные, многофигурные тщательно прописанные композиции икон небольших размеров могли поддержать людей. Начиная с XVII века «строгановские письма» считались вершиной древнерусской иконописи. Только в конце XIX века оценки несколько меняются, но место этих произведений в истории оте­чественного искусства остается очень значимым.

На выставке представлены 15 лучших икон строгановского собрания, демонстрирующие редкие сюжеты — например, «Богоматерь Боголюбская с предстоящими» и «Семь отроков эфесских» Семена Бороздина, «Избиение святых отец на Синае и в Раифе» мастера Первуши. Несколько шедевров иконописи принадлежат кисти мастера Михаила, в частности «Вход в Иерусалим» и «Воскрешение Лазаря».

Особое место занимает на выставке так называемая мерная (родильная) икона «Мученик Акакий», написанная в 1796 году для новорожденной графини Наталии Павловны Строгановой, будущей жены Сергея Григорьевича Строганова. Надпись на иконе сообщает день рождения младенца — 7 мая. На эту дату приходится день памяти святого мученика Акакия Каппадокиянина. Именно поэтому было выбрано его изображение. Вертикальный размер иконы — 51,5 см точно соответствовал росту новорожденной.

Выставку завершают произведения лицевого шитья золотыми, серебряными и шелковыми нитями, происходящие из Строгановских мастерских, в том числе исключительного качества плащаница «Положение во гроб», которая датируется 1592 годом.

Выставка продлится по 1 февраля 2026 года.

Фото Полины АКИМОВОЙ

Санкт-Петербургские ведомости