Во всем мире
Март
25
2025
Новые данные, собранные в ходе опроса IFOP (Французского института общественного мнения), показывают, что большинство практикующих протестантов во Франции относят себя к евангельским христианам.
Два исследователя религиозных течений, Себастьен Фат и Жан-Поль Виллам, подробно изучили цифры, которые показывают, что более половины протестантов (58%) в настоящее время можно отнести к евангельским христианам, поскольку они принадлежат к церквям, которые не являются ни реформатскими, ни лютеранскими (эти два течения протестантизма во Франции являются историческими).
Около 35% опрошенных протестантов предпочли назвать себя «евангельскими».
«Среди лиц моложе 35 лет 53% назвали себя «евангелистами», и только 47% выбрали термин «протестанты»», — пишут авторы в своем анализе опроса IFOP.
«Наоборот, среди людей в возрасте 35 лет и старше 74% определяют себя как «протестантов», а термин «евангелический» используют только 26%», — продолжают они. «Могут ли эти цифры отражать поколенческий разрыв между традиционными проявлениями благочестия и более современными формами?» — спрашивают они.
Доход и образование
Данные, собранные в 2024 году среди 700 протестантов во Франции, показывают, что социально-экономический статус влияет на религиозную принадлежность респондентов. «Только 15% людей с самыми высокими доходами выбирают термин «евангелический», по сравнению с 46% людей с самыми низкими доходами», — пишут Фат и Вильяме.
«Тенденция аналогична, хотя и менее выражена, с точки зрения уровня образования: 27% людей с высшим образованием называют себя евангельскими верующими по сравнению с 34% людей с более низким образованием».
Большинство идентифицируют себя с евангельскими церковными группами
По сравнению с аналогичным исследованием, проведенным IFOP в 2010 году, данные 2024 года показывают «прогресс евангелической конфессии и сокращение лютеранско-реформатской конфессии».
Если пятнадцать лет назад «56% респондентов указали либо «реформатское» (37%), либо «лютеранское» (19%), то в 2024 году таковых было всего 38% респондентов («реформатское» 25%, «лютеране» 13%)».
Падение среди «исторического протестантизма» «значительное, на 18 пунктов».
По данным IFOP, 24% протестантов во Франции являются новообращенными. Молодежь больше посещает церковь, а люди из низших социально-экономических слоев чаще идентифицируют себя как «евангелисты»
Растущая «евангельская динамика»
Исследователи Фат и Виллейм говорят о растущей «евангельской динамике». В то время как «евангельский» ответ уже вырос с 23% до 33% в период с 2010 по 2024 год, «пятидесятнический» ответ в этих опросах вырос более чем вдвое, с 5% до 13%.
«Эти два ответа вместе составили 28% в 2010 году и 46% в 2024 году. Если мы добавим «баптист» (7%) и «харизмат» (5%), то получим 58% для «евангельского» полюса».
Другими словами, «евангелические протестанты, составляющие 58%, стали явным большинством во французском протестантизме».
Авторы рассматривают растущую силу свободных евангельских христиан в контексте утраты власти и культурной передачи религиозных институтов в целом.
«В нашем секуляризированном обществе, где господствующей нормой является отсутствие религии, наличие религии и ее исповедание стало нонконформистским актом личного выбора», — пишут они. «Евангелизация христианства ведет к деконфессионализации по отношению к унаследованным конфессиональным традициям».
Младший более преданный
По данным службы IFOP, протестантские христиане во Франции, которые больше всего практикуют свою веру, моложе 35 лет. Каждый второй (49%) посещает богослужение не реже одного раза в месяц, по сравнению с 27% тех, кому 35 лет и старше (включая 18% каждую неделю).
Однако данные также показывают, что если в 2010 году 38% ходили в церковь каждую неделю, то сейчас это делают только 28%.
Изменение заключается в том, что «14% респондентов всех возрастов говорят, что они участвуют «несколько раз в месяц» в удаленных встречах через Интернет, а 11% делают это один раз в месяц».
Большинство новообращенных по-прежнему происходят из католических семей.
Обращения продолжают оставаться ключевым элементом протестантизма и евангельских христиан во Франции.
«Без этого вклада обращений из непротестантских слоев населения протестантский периметр сократился бы, особенно с учетом признаков внутренней секуляризации внутри этой группы населения», — пишут исследователи, подчеркивая, что «33% опрошенных в декабре 2024 года заявили, что они «никогда» не читали Библию. В 2010 году этот показатель составлял всего 24%.
Сейчас во Франции больше протестантов, не являющихся выходцами из протестантских семей (25%), чем в 2010 году (21%).
«Этот приток обращенных из непротестантских семей иллюстрирует, с одной стороны, евангелизацию протестантизма, характеризующуюся акцентом на идентичности через обращение. Вы не рождаетесь протестантом, вы им становитесь», — говорят Фат и Вильяме.
«Но с другой стороны, это также подтверждает общую привлекательность христианской идентичности, которая, как считается, может повысить доверие к христианству в светском обществе», — добавляют они.
«Католицизм, как никогда ранее, кажется основной питательной средой для обращений в протестантизм во Франции в 2025 году. 31% опрошенных заявили, что у них были отец и мать-католики. А когда новообращенных спросили, какой была их религия до того, как они стали протестантами, 72% ответили «католик». В 2010 году 59% ответили так же, но за 15 лет этот показатель вырос на 13 пунктов».
Приход Евангелическо-лютеранской церкви Святой Анны – Анненкирхе приглашает горожан на свою площадку на территории культурного квартала «Брусницын». Она станет центральной площадкой Анненкирхе на время реставрации основного здания. Об этом ...
Группа депутатов фракции "Новые люди" во главе с заместителем руководителя фракции Сарданой Авксентьевой внесла на рассмотрение Госдумы законопроект, который запрещает религиозным организациям проводить свои обряды и церемонии в жилых, ...
Руководитель Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по благотворительности епископ Каменский и Камышловский Мефодий провел однодневный семинар «Церковная помощь наркозависимым» в Томске. В нем приняли участие более 60 ...
Начальствующий епископ Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕ) Сергей Ряховский выразил поддержку Армянской апостольской церкви (ААЦ) и назвал недопустимым вмешательство армянских властей в дела церкви. Его заявление ...
Принятый Госдумой закон о защите русского языка в публичном пространстве "отвечает общественным озабоченностям", ведь иностранные языки не должны доминировать в отечественном культурном пространстве, вместе с тем угрозу русскому языку ...