Церковь и общество
Июль
17
2024
Выставка «Русские мастера. Художественные традиции и идеалы» открылась в Государственном музее истории религии. На ней представлены богослужебные предметы из его коллекции, многие выполнены из серебра и золота, декорированы драгоценными камнями. Значительная часть экспонатов – памятники серебряного дела в России XIX – начала XX веков, изготовленные фабриками и мастерскими, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии.
Выставка стала продолжением знакомства с неорусским стилем, представленным в 2021 году экспозицией о храмовом зодчестве, а в 2023-м – экспозицией о Викторе Васнецове и его последователях. Экспонируются около ста предметов – облачения, кадила, лампады, напрестольные Евангелия, кресты, иконы «в драгоценных окладах. Среди наиболее ценных раритетов – икона Богоматери Иверской начала XX века в серебряном окладе, киот «Державная Богоматерь», выполненный по рисунку Сергея Вашкова в 1917 году, Царские врата в стиле модерн с серебряной чеканкой, пасхальный напрестольный крест.
Замдиректора музея Екатерина Терюкова подчеркнула, что церковное искусство рубежа позапрошлого и прошлого веков было вовлечено в общий художественный процесс.
«Каждая мастерская находилась под влиянием стиля модерн, это была мировая тенденция, – отметила автор экспозиции, главный хранитель музея Елена Денисова. – Русский модерн зиждется на древнерусских образцах. Ювелирные фабрики имели художественные цеха, осознавали себя не ремесленниками, а творцами церковного искусства».
Во второй половине XIX века начинается возрождение интереса к русской культуре и истории. Художники, архитекторы, мастера декоративно-прикладного искусства использовали элементы древнерусской архитектуры, иконописи и народного искусства, привносили и свой взгляд. Неорусский стиль тесно связан со стилем модерн, который стал ведущим направлением во многих ювелирных мастерских Санкт-Петербурга и Москвы, среди них – фабрики Павла Овчинникова, Ивана Хлебникова, Оловянишниковых, Игнатия Сазикова.
Выставка продлится до 25 января 2025 года
Представлены предметы, созданные по рисункам главного художника фирмы Оловянишниковых Сергея Вашкова, работы которого сравнивали с иконами Андрея Рублева и Симона Ушакова. Им посвящен целый зал, и не случайно: он работал на этой фабрике в 1901-1911 годах и был очень популярен. В коллекции музея есть каталог с изображениями более 300 предметов и 41 образца церковной парчи, созданных по эскизам Сергея Вашкова. Ее можно «полистать» с помощью электронной презентации.
Стилевые приемы модерна использовали и иконописцы Мстеры: Алексей Вашуров, братья Сеньковы, Иосиф Чириков создавали иконы в том числе по мотивам произведений Виктора Васнецова и Михаила Нестерова.
Завершают экспозицию произведения нынешних мастеров: швейные и вышитые изделия мастерской «Покров», Константино-Еленинского монастыря, богослужебные предметы, изготовленные на фабрике «Софрино», произведения современных иконописцев Мстеры.
Выставка продлится до 25 января 2025 года.
Приход Евангелическо-лютеранской церкви Святой Анны – Анненкирхе приглашает горожан на свою площадку на территории культурного квартала «Брусницын». Она станет центральной площадкой Анненкирхе на время реставрации основного здания. Об этом ...
Группа депутатов фракции "Новые люди" во главе с заместителем руководителя фракции Сарданой Авксентьевой внесла на рассмотрение Госдумы законопроект, который запрещает религиозным организациям проводить свои обряды и церемонии в жилых, ...
Руководитель Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по благотворительности епископ Каменский и Камышловский Мефодий провел однодневный семинар «Церковная помощь наркозависимым» в Томске. В нем приняли участие более 60 ...
Начальствующий епископ Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕ) Сергей Ряховский выразил поддержку Армянской апостольской церкви (ААЦ) и назвал недопустимым вмешательство армянских властей в дела церкви. Его заявление ...
Принятый Госдумой закон о защите русского языка в публичном пространстве "отвечает общественным озабоченностям", ведь иностранные языки не должны доминировать в отечественном культурном пространстве, вместе с тем угрозу русскому языку ...