Во всем мире
Август
3
2024
В штате Нью-Мексико (США) вспыхнул скандал вокруг образа Иисуса Христа в виде индейца племени апачи, когда неразумный священник поставил индейцев перед выбором между католичеством и племенным наследием, пишет apnews.
Индианка Энн Мари Брилланте (Anne Marie Brillante), член приходского совета храма Святого Иосифа, никогда не думала, что однажды перед ней встанет тяжкий выбор между племенной гордостью и католицизмом. Для нее и многих ее сородичей из племени апачей-мескалеро в штате Нью-Мексико, которые уже не в первом поколении являются прихожанами миссии Святого Иосифа, племенная культура неразрывно связана с верой, и обе они равно священны. «Известие о том, что нас ставят перед этим тяжким выбором, стало для меня и многих других страшным потрясением», – говорит со слезами Брилланте.
Яблоком раздора стал большой образ Христа в виде индейца-апача высотой около 2,5 метра. Местная сплоченная племенная общины высоко чтит этот образ, написанный францисканским монахом Робертом Ленцем (Robert Lentz) в 1989 году. Христос Спаситель предстает на нем в виде жреца-мескалеро. Все эти 35 лет этот Его образ занимал почетное место за алтарем церкви под распятием как напоминание о священном союзе племенной культуры и веры.
26 июня тогдашний храмовый священник Питер Чуди Сикст Симеон-Агинам (Peter Chudy Sixtus Simeon-Aguinam) снял образ Христа и еще один образ меньшего размера с изображением индейской исполнительницы священного танца. Он также вынес из храма расписные керамические чаши, сосуды и плетеные шкатулки, поднесенные старейшинами племенного союза пуэбло для Святых Даров. Брилланте говорит, что священник вынес эти образы и утварь в то время, когда в регионе бушевали лесные пожары, которые унесли две жизни и уничтожили более тысячи домов. Корреспонденту Associated Press не удалось получить пояснения по этому поводу от епархии Лас-Крусеса, которая курирует миссию.
В тот день потрясенные прихожане, пришедшие на урок катехизиса, увидели пустую стену за алтарем и первым делом подумали, что образы и дарохранительницы кем-то украдены. Однако позже из епархии сообщили Брилланте, что образ сняли и вывезли по указанию епископа Петра Балдаккино (Peter Baldacchino) в присутствии епархиального менеджера по рискам. Епархия вернула образы и дарохранительницы только после бурного возмущения в общине и острой реакции в местных СМИ. Епископ отстранил отца Симеона-Агинама и назначил другого священника. Однако Брилланте и ее соплеменники считают, что этого мало для исцеления последствий духовного насилия и потрясения.
Местный священник поставил индейцев перед выбором между католичеством и племенным наследием
«Бывший священник своими действиями разбередил старые раны, – говорит Брилланте. – Многие в племени восприняли вынос образов и дарохранительниц как стремление очистить общину от языческих обычаев, что сорвало процесс примирения, начатый папой Франциском в 2022 году». Тогда понтифик принес сенсационные извинения коренным народам за неблаговидную роль католической церкви в школах-интернатах, которые принуждали юных индейцев к ассимиляции в христианское общество, отрывали от родной культуры и исторических корней, разделяли семьи и лишали родного языка.
Пресс-секретарь Конференции католических епископов США уклонился от комментариев по делу апачей-мескалеро. Однако месяц назад конференция подавляющим большинством голосов одобрила пастырскую программу служения коренным народам, в которой подчеркивает «ложный выбор», перед которым в прошлом ставили католиков-индейцев — между верностью племенной культуре или католичеству. «Мы заверяем вас, как католические епископы Соединенных Штатов, что вы не обязаны выбирать одно или другое, – гласит программа. – Вы являетесь и тем, и другим». Индейцы признают, что ряд бывших священников миссии понимали и уважали это слияние культуры и веры, и лишь недавно отец Симеон Агинам пошел на принуждение к «ложному выбору» в нарушение руководящих норм епископата.
Священник-францисканец Ларри Госселин (Larry Gosselin), служивший в церкви Святого Иосифа в 1984-1996 и 2001-2003 годах, вспоминает историю создания образа. «Я заручился одобрением 15 вождей мескалеро, после чего отец Ленц принялся писать образ и завершил его за три месяца упорных трудов, – говорит отец Госселин. – Он вложил в этот образ всего себя, после чего подарил его местной скромной церкви». Индейцы также чтят память отца Альберта Брауна (Albert Braun), который вложил много трудов в строительство здания церкви в 1920-х годах, глубоко уважал традиции апачей-мескалеро в своем служении и был настолько любим в общине, что его удостоили погребения внутри церкви близ алтаря.
Старейшины общины Гленда и Ларри Брусуэлас (Glenda, Larry Brusuelas) возмущены медлительностью и уклончивостью епархии в этом деле. «Для исправления этой ошибки и возмещения ущерба епископ должен принести публичные извинения, – считают Брусуэласы. – Недостаточно звонить или писать письма. Вы должны встретиться лицом к лицу с людьми, которым нанесли обиду, и дать гарантии, что такое никогда больше не повторится. Таковы традиции апачей».
Епископ Балдаккино провел двухчасовую встречу с приходским советом мескалеро после возвращения образов и дарохранительниц. Однако, по мнению Брилланте, он придал слишком много значения «поспешному» возврату образа – то есть внешней, а не внутренней стороне дела. Общине нужны признания нанесенного оскорбления и извинения. Впрочем, многие в общине не теряют надежду. «Нельзя не считать положительным шагом назначение епископом нового священника, который лучше знаком с культурой апачей, – говорит член приходского совета Памела Кордова (Pamela Cordova). – Мы должны дать епископу шанс проявить себя с лучшей стороны, показать нам свое искреннее желание все исправить».
Концепция «инкультурации» (выражения веры средствами местной культуры), поощрялась Католической церковью со времен Второго Ватиканского собора (с начала 1960-х годов), напоминает Крис Векси (Chris Vecsey), профессор религии и изучения коренных американцев в Университете Колгейт в Гамильтоне, штат Нью-Йорк. «Довольно странно и неприятно видеть столь неуважительное отношение к племенным традициям со стороны священника, поставленного в приход, – говорит в профессор. – Однако в его поступке сквозит давняя и неизлечимая боязнь смешения христианства с языческой символикой, которое якобы ставит под угрозу или оскверняет чистоту веры».
Диакон Стивен Морелло (Steven Morello), миссионер Детройтской архиепархии по служению индейцам, напоминает, что цель новой программы епископата США в исправлении ошибок прошлого. «Духовность и обычаи коренных народов и католическая вера имеют много общего, – говорит диакон. – Это, например, сжигание шалфея в обрядах коренных американцев и воскурение благовоний в католической церкви. Оба эти обычая служат очищению сердца и разума от всего отвлекающего, а дым курений поднимается к Богу. Мы помним также, что энциклика Папы Франциска о любви к Земле и окружающей среде «Laudato Si» провозглашает святость всего творения, а коренные народы свято блюдут этот принцип многие тысячелетия. Между духовностью коренных народов и католической церковью нет конфликта, есть только общность».
В Соединенных Штатах насчитывается более 340 приходов коренных американцев, и многие из них украшают церкви своими племенными символами и святынями. В каждом уголке церкви Мескалеро мотивы апачей органично сочетаются с католическими образами. Образ апачского Христа Спасителя украшает старинную романскую церковь, каменные стены которой достигают 27-метровой высоты. Аналой украшен изображениями вигвамов. На фреске у алтаря запечатлена Тайная вечеря, в которой Христос и апостолы предстают в образах и одеждах индейцев-апачей. Высокие короны, типичные для горных танцоров – так называемых «гахе» – видны повсюду на небольших образах Страстей Христовых и Воскресения.
Прихожанка Сара Каже (Sarah Kazhe) делится своим восприятием образа Христа Спасителя как индейца-апача. «В этом образе Иисус является народу мескалеро, – говорит католичка. – Иисус приходит ко всем народам в их землях и предстает пред ним в образах и одеждах, привычных и понятных этим народам. Нынешний образ жизни апачей уже немыслим без посещения церкви… Бездумный и святотатственный акт удаления священного образа унизил нас, дал нам понять, что наша любовь к образу и почитание ничего не значат».
Прихожане верят, что Создатель в преданиях апачей равнозначен христианскому Богу-Отцу. Недавно субботним вечером прихожане собрались, чтобы благословить двух девочек, достигших совершеннолетия. На церемонии присутствовали более сотни индейцев, а танцоры-гахе исполняли танец благословения. В свете полумесяца мужчины с раскрашенными лицами и коронами на головах танцевали под барабанный бой и песни вокруг костра. Женщины вместе с двумя девушками, облаченными в одеяния из оленьей кожи с украшениями, танцевали во внешнем круге. А утром многие участники обряда пришли на службу в свою церковь, украшенную образом Христа-апача.
На образе Христос запечатлен в виде жреца-мескалеро, встречающего солнце на священной горе Сьерра-Бланка. На Его левой ладони символ солнца, а правой Он держит погремушку из оленьего копыта. Надпись на языке апачей означает «Даритель Жизни», а традиционные греческие буквы в верхних углах означают «Иисус Христос». По словам отца Госселина, в образе притягивает взор каждая деталь, особенно глаза, устремленные вдаль, как принято у апачей при духовных обрядах. «Я чувствую, что творец образа получил вдохновение от Бога, – говорит священник. – Все наши прихожане ощущают через него священную связь со Спасителем. Этот образ издавна находит отклик в наших сердцах. Теперь, 35 лет спустя после водружения образа в храм, народ апачей сражается за него».
Дворец Олега – самое большое гражданское здание Рязанского кремля – передают Русской Православной Церкви. Памятник архитектуры – образец эклектики – возводили поэтапно на протяжении трёх веков, с XVII по ...
Сезон раскопок 2025 года официально начался в древнем городе Листра, одном из городов, упомянутых в Новом Завете, расположенном в Мераме, районе Коньи в современной центральной Турции, сообщает Аncientist. Известная тем, ...
Приход Евангелическо-лютеранской церкви Святой Анны – Анненкирхе приглашает горожан на свою площадку на территории культурного квартала «Брусницын». Она станет центральной площадкой Анненкирхе на время реставрации основного здания. Об этом ...
Группа депутатов фракции "Новые люди" во главе с заместителем руководителя фракции Сарданой Авксентьевой внесла на рассмотрение Госдумы законопроект, который запрещает религиозным организациям проводить свои обряды и церемонии в жилых, ...
Руководитель Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по благотворительности епископ Каменский и Камышловский Мефодий провел однодневный семинар «Церковная помощь наркозависимым» в Томске. В нем приняли участие более 60 ...