Найденная в Египте чаша содержит древнейшее упоминание о Христе

Найденная в Египте чаша содержит древнейшее упоминание о Христе

Во всем мире

Сентябрь

16

2025

Керамический сосуд, обнаруженный в водах Александрии (Египет), может представлять собой самое раннее известное упоминание об Иисусе Христе за пределами христианского Священного Писания.

Так называемая «Чаша Иисуса» была обнаружена еще в 2008 году французским морским археологом Франком Годдио во время масштабных подводных раскопок в древней гавани Александрии. Керамическая чаша, удивительно хорошо сохранившаяся, за исключением отсутствующей ручки, украшена греческой надписью, которая продолжает вызвать ожесточённые научные споры о влиянии раннего Христианства в Древнем Египте.

Надпись, выполненная заглавными греческими буквами: «DIA CHRSTOU O GOISTAIS», некоторые ученые переводят как: «Через Христа-певца».

Доктор Джеремайя Джонстон, исследователь Нового Завета, в недавнем эфире Trinity Broadcasting Network объяснил, что этот артефакт датируется первым веком нашей эры, временем земной жизни и распятия Иисуса, сообщает Daily Mail. Эта датировка делает чашу потенциально самым ранним физическим свидетельством признания Христа за пределами Иудеи, что позволяет предположить, что Его известность могла распространиться по всему Средиземноморью еще при Его земной жизни.

Чаша была обнаружена на затопленном участке, включавшем древний остров Антиродос, где, возможно, находился дворец Клеопатры. Годдио и его команда из Европейского института подводной археологии систематически исследуют затонувшую гавань Александрии с 1992 года, обнаруживая замечательные артефакты, свидетельствующие о космополитическом характере этого древнего города.

Александрия в I веке была плавильным котлом, где пересекались язычество, иудаизм и раннее Христианство, создавая уникальные религиозные практики, вобравшие в себя элементы множества традиций.

Дизайн чаши очень напоминает сосуды, изображённые на ранних египетских статуэтках, изображающих церемонии предсказания судьбы. Древние магические руководства описывают, как практикующие наливали масло в воду и впадали в экстатический транс, стремясь увидеть мистических существ, способных ответить на вопросы о будущем.

По мнению Годдио, призывание имени Христа, возможно, было вплетено в эти ритуалы, опираясь на Его уже сложившуюся репутацию чудотворца.

Надпись заглавными греческими буквами: «DIA CHRSTOU O GOISTAIS» датируют I веком от Р.Х.

Не все эксперты согласны с интерпретацией надписи, что подчёркивает трудности расшифровки древних текстов религиозного значения. Берт Смит, профессор классической археологии Оксфордского университета, предполагает, что надпись может относиться к человеку по имени «Хрестос», принадлежавшему к религиозной группе «Огоистаис», а не к Иисусу Христу.

Клаус Халлоф, директор Института греческих надписей Берлинско-Бранденбургской академии, поддерживает эту альтернативную интерпретацию, отмечая, что античные авторы, включая Страбона и Павсания, упоминают божества, называемые «Осого» или «Огоа».

Стив Синглтон предлагает ещё одно толкование, утверждая, что «chrstos» просто означает «хороший» или «добрый».

Дьёрдь Немет из Университета Лоранда Этвёша предлагает практическое объяснение: чаша, по его мнению, могла использоваться для приготовления благовоний, а «Chrstos» или «DIACHRISTOS» относятся к мази для помазания, а не к Иисусу.

Эти разнообразные толкования отражают сложность древних религиозных практик Александрии, где магические традиции могли вбирать в себя имена и понятия из различных иных духовных направлений.

Но, если все-таки надпись действительно относится к Иисусу Христу, она представляет собой беспрецедентное материальное свидетельство Его земной жизни и влияния, датируемое I веком н. э.

Это открытие значительно продвинет историческую хронологию христианского просвещения в Египте, показав, что знания о жизни и чудесах Иисуса достигли Александрии, вероятно, уже вскоре после Его распятия. Такие свидетельства заставят историков пересмотреть как географическое распространение, так и скорость распространения раннего Христианства по всей Римской империи.

Обнаружение артефакта в Александрии имеет особое значение, учитывая роль города как центра образования и религиозных инноваций. Знаменитая Александрийская библиотека и многообразное население города создали среду, где идеи разных культур и верований могли сливаться и развиваться.

Ранние христианские общины в Александрии были известны своей теологической проницательностью и способностью взаимодействовать с греческой философией и египетскими религиозными традициями, что закономерно обусловило быстрое укоренение в этом месте учения Христа.

Седмица