Вечер памяти христианских исповедников и мучеников прошёл в Тамбове

Вечер памяти христианских исповедников и мучеников прошёл в Тамбове

Жизнь церкви

Октябрь

30

2025

Человек, лишенный исторической памяти – дерево без корней. Может ли такое дерево радовать глаз? Может ли приносить плоды? Вряд ли.

В конце октября, в Тамбовской центральной церкви евангельских христиан-баптистов «Истина» прошел традиционный Вечер, посвященный памяти христианских исповедников и мучеников.

Программа Вечера состояла из двух частей. Часть первая посвящалась 500-летию Анабаптистского движения.

До наших дней в швейцарском городе Цюрихе сохранилось здание старинной тюрьмы, стоящее прямо в реке Лиммат, проходящей через город.

В начале шестнадцатого столетия в ней томились узники, заключенные за проповедь Евангелия, за отстаивание евангельского принципа сознательного крещения.

Эти узники приговаривались к смертной казни через утопление. Перед казнью, уже в лодке, один из них, Феликс Мантц, свидетельствовал своим палачам о Боге, о спасении души и прославлял Христа. А своих собратьев по вере увещевал: «Мы должные умереть за Истину, как ученики Христовы, и молиться за врагов».

Русские баптисты в определенной степени имеют духовную и историческую преемственность от мирных европейских анабаптистов. Как известно, первые русские баптистские церкви, сформировавшиеся в 19-м веке, в южных регионах Российской империи, появились на почве меннонитских общин. А меннониты – одна из ветвей анабаптизма.

Почти вся история русских баптистов, как и история анабаптистов – история гонений в той или иной форме.

Замечательным подарком к Вечеру была презентация книги стихов Воронежского проповедника Александра Алексеева. Представлял книгу его сын, пресвитер Олег Алексеев, готовивший рукопись к изданию.

Александр Алексеев – многолетний узник-христианин Сталинского и Хрущевского ГУЛАГа. Его страдальческая эпопея началась в 1940 году, а завершилась в 1964 году. Его стихи, преимущественно написанные за колючей проволокой, являются еще одним памятником богоборческой эпохи. И не просто памятником, но и интересным литературным явлением.

Александр Алексеев – яркий российский самородок из гущи народной. Человек, получивший только малую толику школьного образования, сумел развить таланты, дарованные от Бога.

На его жизненном пути – работа акробатом на арене цирка, занятия живописью, изучение религиозной философии, профессия токаря высшего разряда, непрерывное поэтическое творчество.

«Если хочешь служить Богу, приготовь свое сердце к искушению, — наставлял он сына Олега. – Лучше умереть, чем пойти на соглашение с лукавым и злом».

Почти вся история русских баптистов, как и история анабаптистов – история гонений в той или иной форме

Вторая часть Вечера посвящалась памяти великого христианского просветителя России священника Александра Меня, запечатлевшего свое пророческое и апостольское служение мученической кончиной. В этом году, все чтущие этого самоотверженного подвижника Евангелия, отмечают его 90-летие и 35-летие принятия им венца христианского мученика.

Спустя годы со дня его ухода в вечность, все еще продолжают издаваться его ранее не опубликованные работы. И поток книг о нем самом тоже не иссякает.

Жизнь и труды этого необыкновенного человека и христианина оставили глубокий след во всем христианском и культурном мире.

Гость из Московской Богословской Семинарии евангельских христиан-баптистов, преподаватель отдела христианского образования, кандидат психологических наук Марина Ананка-Ганина выступила на Вечере с лекцией: «Музеи как способ сохранения исторический памяти и духовного воспитания».

Она напомнила о том, что еще в 1924 году лидер отечественного протестантизма Иван Проханов настоятельно призывал поместные церкви формировать музейные коллекции и экспозиции в целях духовного и культурного развития. Призыв Проханова особенно актуален и для нашего суетного времени, когда даже служители церкви подчас забывают о сохранении и популяризации вечных ценностей.

Музыкальной визитной карточкой Вечера стал, в исполнении хора местной церкви, гимн «Страшно бушует житейское море» на слова поэта девятнадцатого века Ивана Кулжинского и музыку баптистского композитора Якова Вязовского, тоже сгинувшего в ненасытном чреве ГУЛАГа, в эпоху сталинских репрессий.

Тематический Вечер, наполненный музыкой, стихами, свидетельством о христианских мучениках разных эпох – еще один плодотворный способ пробуждения исторической памяти, ее поддержания и творческого развития.

РСЕХБ