Российские реставраторы восстанавливают реликвии из храма Гроба Господня

Российские реставраторы восстанавливают реликвии из храма Гроба Господня

Жизнь церкви

Октябрь

25

2025

Реликвии из храма Воскресения Христова в Иерусалиме восстанавливают реставраторы российского Фонда Архистратига Михаила. Предметы разместят в новом Патриаршем музее, который сейчас готовят к открытию. О том, чем наполнят музей, рассказывает корреспондент телеканала «Культура» Сергей Пашков.

В скромных монастырских кельях, рядом с иноками Святогробского братства, буквально в десяти шагах от Голгофы, от храма Гроба, работают реставраторы Московского фонда Архистратига Михаила. Уже несколько лет подряд они восстанавливают, возвращают к жизни раритеты: иконы, мощевики, драгоценные служебные артефакты. Виктор Савилов прямо у себя в келье реставрирует крест XVII века. Его устанавливают на патриаршей митре в день праздника Крестовоздвижения. В этот убор крепятся настоящие, совсем крошечные фрагменты Животворящего Креста Господня.

«Я его в руках держал, демонтировал его. Есть такая процедура, то есть всё под присмотром. Я демонтировал. Все опилочки, щепочки сложил. И меня с Богом, отпустили реставрировать», – рассказал реставратор Виктор Савилов.

Удивительно, и это выяснилось в процессе работы, что старинный, искусно сделанный крест на патриаршей митре – российского происхождения.

«В оружейной палате есть подобные предметы, с подобным рисунком, с подобной гравировкой. Это же золото, не серебро. И подобный цвет эмали. Я как-то имел честь реставрировать даже: укреплял, восполнял эмали», – добавил Виктор Савилов.

В келье соседнего с храмом Гроба иерусалимского монастыря Малая Гефсимания работает мастер-реставратор Валентин Максимов. У него за плечами 27 лет работы в Третьяковской галерее. Он возрождает к жизни особо почитаемую, чудотворную икону XIX века. Она тоже работы русского мастера. Написана маслом на хлопковом холсте. Время не пощадило святыню.

Уникальные древние артефакты, исторические реликвии храма Гроба, до сих пор хранившиеся под спудом, восстановлены нашими мастерами, скоро займут свое место в Патриаршем музее Старого города Иерусалима

«Полная потеря пластичности. Это был жесткий лист, очень жесткий. Он и сейчас хрупкий, даже после того, как я убираю гипс, он всё равно хрупкий», – поделился реставратор Валентин Максимов.

В криптах и ризницах храма Гроба, в патриарших хранилищах, в греческих монастырях Старого Города мастера фонда Архистратига Михаила обнаружили огромное количество икон, лампад, церковной священной утвари, драгоценных элементов храмового убранства, в том числе российского происхождения. Патриарх Феофил III обратился к специалистам фонда с просьбой создать в Старом городе музей. Всего за несколько месяцев наши волонтеры и мастера превратили разрушенное османское здание, построенное, наверное, еще в эпоху Сулеймана Великолепного, в настоящий музейный комплекс.

Вот эта уникальная завеса для царских врат, арабского шитья, XVII века. Она сейчас займет свое место на витрине. Первый экспонат размещенный в музее, где всё уже готово для экспозиции. Восстановлено помещение, проведен соответствующий музейный свет, установлен климат-контроль. Всё по высшим требованиям музейной практики. Пока устанавливается оборудование, реставраторы заканчивают свою работу прямо здесь, в музейном зале. Алтарные врата XVI века греческой работы наши специалисты буквально вернули из небытия.

«Снизу мы обнаружили в очень плохом состоянии дерево, собственно говоря, вместо дерева была основа из гипса и воска», – сообщила реставратор Елизавета Козырь.

Музей готовят к открытию. Уникальные древние артефакты, исторические реликвии храма Гроба, до сих пор хранившиеся под спудом, восстановлены нашими мастерами и скоро займут свое место в Патриаршем музее Старого города Иерусалима.

Фото: стоп-кадр видеосюжета канала «Культура»

Благовест-Инфо