Кантор Выборгского прихода выступила на VIII Конгрессе Русского религиоведческого общества

Кантор Выборгского прихода выступила на VIII Конгрессе Русского религиоведческого общества

Жизнь церкви

Октябрь

15

2025

Кантор Выборгского прихода Свв. Петра и Павла, соискатель Казанского (Приволжского) федерального университета Дарья Шкурлятьева приняла участие в VIII Конгрессе Русского религиоведческого общества, который проходил 10-11 октября во Владимирском государственном университете им. А. Г. и Н. Г. Столетовых.

Доклад Дарьи Шкурлятьевой, прочитанный на заседании секции «История и методология религиоведения», был посвящён теме «Музыкальное религиоведение: потенциал институциализации, предметное поле, интегративная методология».

Почему в Цюрихе после реформ Ульриха Цвингли более трёх столетий царило органное молчание, а теперь на реформатских богослужениях вновь звучит органная музыка? Почему французские кальвинисты в опере Дж. Мейербера «Гугеноты» поют лютеранский хорал? Почему Макс Вебер в своём знаменитом труде «Протестантская этика и дух капитализма» упоминает хоралы Мартина Лютера и Пауля Герхардта? Над этими и многими другими подобными вопросами интересно размышлять с двух ракурсов: музыковедческого и религиоведческого.

Для религиоведов девизом являются слова основоположника религиоведения Макса Мюллера (1823–1900) «Кто знает одну религию, — не знает ни одной». Вот почему религиовед, изучая, например, лютеранскую музыку, всегда будет стараться сопоставить её с музыкой других конфессий, найти её место в общей системе, разработать какую-либо классификацию. Главный религиоведческий метод — компаративистика (сравнение, сопоставление). Музыковеды, в свою очередь, изучая духовную музыку, как правило, начинают с музыкально-герменевтического анализа музыкальных жанров и выявления особенностей музыкального языка.

Доклад Дарьи Шкурлятьевой был посвящён теме «Музыкальное религиоведение: потенциал институциализации, предметное поле, интегративная методология»

Религиоведы обычно изучают религиозный комплекс в целом (религиозное сознание, религиозную деятельность, религиозные отношения, религиозные институты и организации). Музыковеды, как правило, сосредоточены на изучении первых двух компонентов — именно это и будет полем пересечения исследовательских интересов музыковедов и религиоведов.

Музыкальные издания религиозных организаций, статус и обязанности музыкальных служителей, использование музыкальных инструментов — всё это яркие свидетельства религиозной идентичности. По мнению Дарьи Шкурлятьевой, музыковедение и религиоведение способны сослужить друг другу добрую службу, их взаимодействие может быть эффективным и взаимополезным.

В отличие от юридического религиоведения (научного направления, основоположником которого является профессор Казанского университета, д-р филос. наук, пастор Казанского прихода Церкви Ингрии Анатолий Кириллович Погасий), музыкальное религиоведение — только зарождающееся научное направление. Предполагается, что одной из площадок для развития этого направления станут ежегодные Агрикольские научные чтения в Выборге. Уже в этом году ряд докладов в рамках музыкально-литургической секции будет посвящён музыкально-религиоведческой тематике.

Автор фото: Юлия Соловьёва

Лютеране России — Церковь Ингрии