Церковь и общество
Апрель
30
2025
В работе конференции приняли участие светские ученые и служители разных церквей и религиозных организаций.
Выступление митрополита Московского и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви Корнилия было посвящено истории христиан-староверов в России.
В качестве иллюстрации докладчик использовал известную картину Сурикова «Боярыня Морозова». И это не случайно, так как в этом году старообрядцы отмечают 350-летие мученического венца этой подвижницы. Как несогласная с официальной церковью, Морозова была схвачена, заключена в Боровске, в яму и скончалась от голода.
Судьбы староверов во многом схожи с судьбами русских сектантов, то бишь, евангельских верующих. И те, и другие претерпевали особо страшные гонения за свои религиозные убеждения вплоть до 1905 года.
Служитель церкви адвентистов седьмого дня, член Общественной палаты, член Совета по взаимодействию с религиозными при Президенте Российской Федерации Олег Гончаров, говоря о жизни адвентистов в годы войны, отметил, что адвентисты клеймили нацизм как язычество, оккультизм, как человеконенавистническую идеологию, а их вклад в Победу носил характер личного участия.
Историк РСЕХБ Владимир Попов представил доклад: «Ратный труд евангельских христиан-баптистов на фронте, в тылу и на поприще послевоенного миротворчества».
Попов обратил внимание на два, хронологически рядом стоящих, тяжелейших испытания, которые вместе со всем народом перенесли христиане-баптисты. Это: массовые репрессии тридцатых, в результате которых множество служителей и рядовых верующих были расстреляны или умерли в местах заключения. И второе – Великая Отечественная война.
Конференция явилась серьезным разговором о религиозном вкладе и о религиозном факторе, которые приближали Победу
С началом войны, почти в одно и то же время митрополит Сергий и, избежавшие репрессий руководители Союза евангельских христиан, распространили патриотические Обращения к верующим – встать на защиту Родины от вероломного нашествия немецко-фашистских захватчиков.
Немало баптистов погибло на поле брани, много было и тех, которые получили ордена и медали за ратный труд, а некоторые удостоились звания Героя Советского Союза. Дмитрий Кияшко, за организацию форсирования реки Буг. Иван Шаталин – летчик-штурмовик, кавалер Ордена Красного Знамени, Ордена Александра Невского, а затем в 1945 году получил звание Героя. Особо отличились баптисты-военврачи: Григорий Нерубенко, Иван Копейко, лечившие воинов в госпиталях. Женщины-баптистки служили в качестве фронтовых медиков, водителей, поваров.
В тылу, в общинах евангельских христиан-баптистов организовывались пошивочные мастерские для обеспечения фронтовиков, сборы не санитарный самолет «Добрый самарянин», сборы на детей-сирот погибших воинов.
Начиная с 1942 года, служители евангельских христиан и баптистов устанавливают связи с единоверцами стран-союзников. Английские и американские баптисты, используя официальные религиозные каналы и Комитеты помощи СССР, направляют в Россию потоки гуманитарной помощи.
В послевоенное время развивается постоянный обмен религиозными делегациями и международное сотрудничество в борьбе за мир. Активное участие в народной дипломатии стало традицией, неотъемлемой частью служения русских баптистов на мировой арене.
В докладах светских ученых также освещалась роль Русской православной церкви в послевоенном миротворческом движении, деятельность участников движения Сопротивления из среды католиков и протестантов в странах Западной и Восточной Европы.
С приветственным словом к участникам конференции обращались: Алексей Громыко, член-корреспондент РАН, директор Института Европы, Владимир Швейцер, руководитель Отдела социальных и политических исследований, Роман Лункин, доктор политологии, профессор РАН, заместитель директора Института Европы и руководитель Центра по изучению проблем религии и общества.
Подводя итоги работы конференции, Роман Лункин отметил, что эта встреча явилась серьезным разговором о религиозном вкладе и о религиозном факторе, которые приближали Победу. Опыт прошлого, связанный с историей взаимоотношений церкви и государства, церкви и общества в годы всенародных испытаний чрезвычайно актуален и в наши дни.
Приход Евангелическо-лютеранской церкви Святой Анны – Анненкирхе приглашает горожан на свою площадку на территории культурного квартала «Брусницын». Она станет центральной площадкой Анненкирхе на время реставрации основного здания. Об этом ...
Группа депутатов фракции "Новые люди" во главе с заместителем руководителя фракции Сарданой Авксентьевой внесла на рассмотрение Госдумы законопроект, который запрещает религиозным организациям проводить свои обряды и церемонии в жилых, ...
Руководитель Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по благотворительности епископ Каменский и Камышловский Мефодий провел однодневный семинар «Церковная помощь наркозависимым» в Томске. В нем приняли участие более 60 ...
Начальствующий епископ Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕ) Сергей Ряховский выразил поддержку Армянской апостольской церкви (ААЦ) и назвал недопустимым вмешательство армянских властей в дела церкви. Его заявление ...
Принятый Госдумой закон о защите русского языка в публичном пространстве "отвечает общественным озабоченностям", ведь иностранные языки не должны доминировать в отечественном культурном пространстве, вместе с тем угрозу русскому языку ...