Церковь и общество
Март
22
2025
В Центральном музее древнерусской культуры им. Андрея Рублева (ЦМИАР) 19 марта впервые открылась выставка, посвященная походным иконостасам (или походным церквям). Зрители увидят три редких памятника XVI–XVII веков: два резных иконостаса и один живописный, составленный из фрагментов трех разных иконостасов.
Сегодня немногие знают, что такое «походный иконостас». Но с древних времен и до революции это было очень распространенным явлением: небольшие переносные иконостасы в виде складней или отдельных досок, которые скреплялись между собой, брали с собой в военные походы, дальние путешествия, паломнические поездки для совершения богослужений. Куратор выставки – научный сотрудник ЦМИАР Ирина Финская рассказала, что такие иконостасы могли в той или иной мере повторять так называемые высокие храмовые иконостасы (они сложились в русском церковном искусстве к XV веку) или, наоборот, могли служить образцами для устройства последних. Компактные походные иконостасы могли также находиться в храмах или в домах как предметы личного благочестия.
Два резных складня из фондов ЦМИАР встречают посетителей в небольшом зале. Более ранний трехстворчатый вырезан в конце XVI столетия из дорогого, привезенного из-за границы кипарисового дерева, он включает изображения деисусного, праздничного и пророческого рядов. Исследователи считают, что он выполнен новгородским мастером, работавшим в Москве.
Второй резной складень более поздний, он создан во второй половине XVII века в Москве. Особенность этого памятника в том, что он не повторяет традиционную структуру храмового иконостаса, а представляет собой развернутый Страстной и Пасхальный цикл изображений, сгруппированных вокруг средника, в котором помещен Голгофский Крест. Впрочем, элементы деисусного чина здесь тоже есть – в нижнем ряду слева это образ Богоматери, а справа – Иоанна Крестителя. Как рассказала куратор, каждое резное изображение выполнено отдельно и вставлено в особые ячейки складня с фоном из слюды, которая была почти полностью утрачена при поновлении в конце XVIII – начале XIХ вв. Тогда же резные изображения были покрыты левкасом и раскрашены темперными красками. Такой складень тоже использовался в качестве походной церкви.
Зрители увидят три редких памятника XVI–XVII веков: два резных иконостаса и один живописный, составленный из фрагментов трех разных иконостасов.
Центральный экспонат выставки – живописный походный иконостас из коллекции Гарри Татинцяна. Он представляет собой складень, состоящий из пятнадцати узких створок, разделенных по вертикали на три яруса. Эти створки первоначально принадлежали к трем разным походным иконостасам XVI–XVII веков, они были собраны в единый комплекс в более позднее время. Размещенные в них живописные изображения в целом образуют деисусный, праздничный и пророческий ряды иконостаса. Каждое изображение находится в особом углублении-ковчеге. Створки одинаковы «по росту», но отличаются не только по внутренней структуре (видно, как рамки ковчегов не совпадают друг с другом), но и по живописи. Финская обратила внимание на более ранние образы (они хорошо расчищены), которые относятся ко второй четверти – середине XVI в. и выполнены в среднерусских художественных традициях. В этом можно убедиться, сравнив эти изображения с рядом икон на выставке, посвященной Ростовской иконописи, которая работает сейчас в соседнем корпусе ЦМИАР.
Состав, внутренний порядок и целостность рядов в этом составном иконостасе нарушены, а каждый из чинов имеет свои особенности. Так, в верхнем пророческом ряду в центре, где обычно располагается образ Богоматери Знамение или Богоматери на престоле, в окружении Давида и Соломона, написан образ редкой иконографии – Богоматерь Никопея. Пророческий чин расширен за счет икон пророков Ездры, Наума, которые встречаются нечасто. Особенностью этого чина является изображение пророков в рост, что также необычно для компактного походного иконостаса.
Праздничный чин лишен некоторых двунадесятых праздников, но в нем есть сцены Страстного и Пасхального циклов, включены сюжеты «Троица» и «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи». Деисус представляет собой семь традиционных по составу изображений: Христос на престоле в центре, слева и справа от Него попарно Богоматерь, Иоанн Предтеча, Архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, а дальше написаны святые воины Георгий и Димитрий, Зосима и Савватий Соловецкие, святители и преподобные, один из которых опознается как Сергий Радонежский (хотя надписание у него ошибочно).
К выставке создан фильм, который рассказывает о походных иконостасах и демонстрируется в этом же зале, и будет выпущен каталог. Экспозиция «Походный иконостас. Произведения XVI–XVII веков из Музея имени Андрея Рублева и коллекции Г. Татинцяна» открыта с 20 марта по 20 апреля 2025 года.
Приход Евангелическо-лютеранской церкви Святой Анны – Анненкирхе приглашает горожан на свою площадку на территории культурного квартала «Брусницын». Она станет центральной площадкой Анненкирхе на время реставрации основного здания. Об этом ...
Группа депутатов фракции "Новые люди" во главе с заместителем руководителя фракции Сарданой Авксентьевой внесла на рассмотрение Госдумы законопроект, который запрещает религиозным организациям проводить свои обряды и церемонии в жилых, ...
Руководитель Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по благотворительности епископ Каменский и Камышловский Мефодий провел однодневный семинар «Церковная помощь наркозависимым» в Томске. В нем приняли участие более 60 ...
Начальствующий епископ Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕ) Сергей Ряховский выразил поддержку Армянской апостольской церкви (ААЦ) и назвал недопустимым вмешательство армянских властей в дела церкви. Его заявление ...
Принятый Госдумой закон о защите русского языка в публичном пространстве "отвечает общественным озабоченностям", ведь иностранные языки не должны доминировать в отечественном культурном пространстве, вместе с тем угрозу русскому языку ...