Церковь и общество
Февраль
22
2025
20 февраля в Свято-Филаретовском институте прошел Круглый стол «Жизнь Иисуса» Давида Штрауса в «библейских эскизах» Александра Иванова: мифологический подход или апология Христа?». Основными спикерами выступали советский и российский искусствовед и по совместительству ректор Свято-Филаретовского института Александр Копировский и библеист Глеб Ястребов.
Художник Александр Иванов, известный своим монументальным неоконченным полотном «Явление Христа народу» (правильное название «Явление Мессии»), считал себя человеком необразованным и потому решил обратиться к библеистике. За последнее слово этой науки он принял нашумевшую в свое время «Жизнь Иисуса» Давида Штрауса. Под её влиянием Александр Иванов написал большую серию акварельных эскизов на библейские (в первую очередь — евангельские) сюжеты. Его картины — парадоксальны, завораживающие взгляд. Например, Петра, которого Христос вытаскивает из воды, художник изобразил бесплотным и сливающимся с волнами. Что перекликается со словами из Писания «сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой» (Иак. 1:6). Это вообще стало фирменным почерком Александра Иванова — иллюстрировать свои полотна цитатой из Библии.
Штраус же в качестве иллюстраций к своим книгам использовал археологию, научные открытия. Замечая несостыковки и противоречия в Библии, ученый постепенно приходил к неверию, а критика со стороны Лютеранской церкви заставила его радикализироваться в своих взглядах.
Картины Иванова иной раз лучше любого богослова помогают понять, что перед тобой не просто Человек
Штраус, или как метко выразился Глеб Ястребов «этот великий еретик», в своей книге применил категорию мифа к евангельским повествованиям (особенно о чудесах), за что был уволен из Тюбингенского университета и прозван «антихристом из Людвигсбурга».
В какой-то степени труды Штрауса подготовили почву для прихода Дарвина с его открытиями в области эволюции. В России из всех западных атеистов он был наименее в почете, его особенно критиковал Толстой, хотя по своему мировоззрению они были в чем-то схожи.
Важно отметить, что от многих своих коллег по цеху, Штраус не отрицал существование Иисуса. Его принцип толкования Библии был следующим: евангелисты хотели запараллелить жизнь Христа и Моисея, поэтому выдумывали события, бывшие в жизни обоих «персонажей». Например, убийство Иродом младенцев соответствует, по версии Штрауса, гибели еврейских первенцев перед рождением Моисея.
Обе эти личности объединяет неравнодушие к фигуре Христа. Как заметил Александр Михайлович, многие атеисты ведут с Ним свою «love story» на протяжении всей жизни, на словах вроде бы отвергая Его, а своим творчеством и делами прославляя Его. Книги Штрауса, конечно, послужили отходу от веры немалого количества людей, но в то же время помогли рационально мыслящим христианам по-новому посмотреть на Благую весть. А картины Иванова иной раз лучше любого богослова помогают понять, что перед тобой не просто Человек. Ибо, как заметил Александр Копировский, если Христос не был Богочеловеком, то тогда спасение не в Нем, а в культуре, искусстве. Что прекрасно, но недостаточно. И с этим наверняка согласились бы и Иванов, и Штраус.
Сергей Быструшкин специально для телеканала «Благая Весть»
Приход Евангелическо-лютеранской церкви Святой Анны – Анненкирхе приглашает горожан на свою площадку на территории культурного квартала «Брусницын». Она станет центральной площадкой Анненкирхе на время реставрации основного здания. Об этом ...
Группа депутатов фракции "Новые люди" во главе с заместителем руководителя фракции Сарданой Авксентьевой внесла на рассмотрение Госдумы законопроект, который запрещает религиозным организациям проводить свои обряды и церемонии в жилых, ...
Руководитель Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по благотворительности епископ Каменский и Камышловский Мефодий провел однодневный семинар «Церковная помощь наркозависимым» в Томске. В нем приняли участие более 60 ...
Начальствующий епископ Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕ) Сергей Ряховский выразил поддержку Армянской апостольской церкви (ААЦ) и назвал недопустимым вмешательство армянских властей в дела церкви. Его заявление ...
Принятый Госдумой закон о защите русского языка в публичном пространстве "отвечает общественным озабоченностям", ведь иностранные языки не должны доминировать в отечественном культурном пространстве, вместе с тем угрозу русскому языку ...