Церковь и общество
Сентябрь
1
2024
Разработки в области искусственного интеллекта (ИИ) не противоречат большинству традиционных нравственных религиозных ценностей. В частности, православная вера не видит вероятности конфликта с высокими технологиями, так как они не затрагивают экзистенциальные вопросы, сказал в рамках форума «Технопром-2024» в Новосибирске ведущий научный сотрудник Института истории СО РАН, протоиерей Дмитрий Долгушин.
«Высокие технологии — инструментальная область. Вера же занимается экзистенциальными вопросами. Противоречий быть не может, так как они существуют параллельно. С недавнего времени высокие технологии дошли до вопроса о персональных цифровых двойниках. Мне кажется, вряд ли здесь возможен конфликт между высокими технологиями и верой, так как разделение на инструментальность и экзистенциальность остается. Цифровой двойник может быть инструментом, но не копией или воспроизведением личности», — сказал Долгушин.
Говоря о творческих возможностях искусственного интеллекта, он отметил, что ИИ не может претендовать на роль творца. «Он создает текст, который вторичен. Он не совершает экзистенциального развития, вряд ли создаст художественные миры, потому что воспроизводит уже найденное», — отметил Долгушин.
Православная вера не видит вероятности конфликта с высокими технологиями, так как они не затрагивают экзистенциальные вопросы
Выступая с докладом в ходе круглого стола, эксперт-консультант «Школы управления Сколково» (Москва) Сергей Переслегин согласился с тем, что православие допускает возможность создания сильного искусственного интеллекта. «В рамках христианской картины мира человек, создавая ИИ, пытается подражать творению. Но человек — лишь подобие Бога, поэтому искусственный интеллект уступает естественному. Это не означает, что он бесполезен. Его создание — важный шаг в саморазвитии и построении образа бога в себе», — сказал он.
Однако Переслегин подчеркнул, что будущее заключается во взаимодействии естественного и искусственного интеллектов, в связи с чем возникает вопрос о том, что брать за основу истины. «Для ИИ истина — это то, что не противоречит его исходным базам данным. Для человека есть разное представление об истине. Для христианина — Христос. Встает вопрос — кто управляет этим противоречием? Если им управляет человек, то мы строим мир весьма полезных нам технологий. Если же им управляет сам ИИ, то мы приходим в весьма опасный мир», — сказал эксперт.
6 мая старший научный сотрудник факультета психологии МГУ Милена Чеснокова прочтёт в университетском храме мученицы Татианы лекцию на тему «Екклесиаст и Гамлет Л. С. Выготского: архетип человеческой судьбы». Лев ...
На торжественном открытии конференции Российской Церкви христиан веры евангельской (РЦХВЕ2025), 1 мая, с приветственным словом выступили представители пяти протестантских конфессий. Основной темой обращений стали вопросы межцерковного единства, миссии и ...
В этом году в нашей стране отмечают 80-летие Великой Победы! Великая Отечественная война коснулась каждой семьи. Наверно, поэтому мы по традиции отмечаем этот праздник в кругу родных. В Ярославле ...
Новый документальный проект «Деревянное зодчество России. Прошлое настоящее. Будущее» представили в Доме архитектора. Цикл из четырёх фильмов, снятых при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, в ближайшее время можно будет ...
Три десятилетия назад Россия сделала важный шаг к духовному пробуждению, открыв двери для свободного вероисповедания