Церковь и общество
Июль
3
2024
Проект Musica sacra nova (новая духовная музыка) за два года познакомил российских слушателей с малоизвестными произведениями как знаменитых, так и не знаменитых композиторов. Прозвучали 16 премьер, из них четыре – мировые. «Вся великая музыка написана в диалоге с Богом. Нам кажется очень интересным учиться и сегодня слушать и слышать этот разговор, который каждый композитор ведет на своем языке», – говорится в предисловии к проекту Musica sacra nova Фонда Николая Каретникова, творчество которого в последние годы было посвящено сакральному. В этом сезоне прозвучала мировая премьера его произведения «Месса для прихожан».
На заключительном вечере исполнялась, в основном, музыка русских эмигрантов. Концерт «От модерна к авангарду» прошел 27 июня в Концертном зале Чайковского. Организаторы предложили слушателям сопоставить творчество близких по времени и знакомых между собой композиторов, которые писали уже в новой манере на рубеже эпох. Скрябин («Прометей») и Обухов (пролог к «Книге жизни»); Лурье (Concerto Spirituale) и Стравинский («Симфония псалмов»). Авангардные произведения представили Хоровая капелла России имени А. А. Юрлова, Российский национальный молодежный симфонический оркестр, дирижер Фёдор Леднёв.
Самое необычное произведение концерта – фрагмент оратории «Книга жизни». По замыслу Николая Обухова целиком она должна звучать сутки – всю Пасхальную ночь и день Пасхи. Пролог впервые исполнен в Париже оркестром под управлением Кусевицкого в 1926 году. Одобрили сочинение только Равель и Прокофьев. На нынешнем концерте в зале Чайковского произведение встретили аплодисментами. Николай Борисович Обухов (двоюродный брат певицы Надежды Обуховой) учился в Московской и Санкт-Петербургской консерваториях. В 1918 году эмигрировал во Францию, где скончался в 1954 году в возрасте 62 лет. Почти все его изданные произведения – на духовные темы. В России впервые его музыка прозвучала около 15 лет назад в Санкт-Петербурге.
Организаторы предложили слушателям сопоставить творчество близких по времени и знакомых между собой композиторов, которые писали уже в новой манере на рубеже эпох
Стравинский помогал Артуру Лурье устроиться в Париже в 1924 году. Лурье из богемной среды, дружил с Хлебниковым, Маяковским, Ахматовой. После революции пару лет работал начальником музыкального отдела Наркомпроса. В этой должности он смог помочь матери Стравинского выехать с архивом сына из Советской России. В эмиграции в годы нацизма, избегая преследований, переехал из Франции в Америку. Умер в возрасте 74 лет, похоронен в 1966 году в Принстоне.
На первом концерте цикла звучали духовные произведения эмигранта Сергея Ляпунова. Концепцию нынешнего сезона Musica sacra nova пояснил куратор проекта композитор Сергей Сергеевич Терентьев. Цикл «От модерна к авангарду» берет начало в ранних хоровых миниатюрах a cappella Kyrie (1898) и Sanctus (1902) Микалоюса Чюрлёниса, созвучных мистическим настроениям зарождавшегося модернизма. Центральная ось — опыты композиторов так называемого Нового направления русской духовной музыки, занимавшихся обновлением музыкального языка. Музыкант отмечает палитру художественной выразительности одного из концертов – «концентрат модернизма в области духовной музыки первой половины XX века, без авангардных «жестов»: «Фресковая звукопись «православных пассионов» Максимилиана Штейнберга к «Страстной седмице». Модернистская красочность гармоний в «Шести песнопениях вечерни» Николая Черепнина. Монохромная лапидарность «нового обихода» Игоря Стравинского. Ориентализм «Двух еврейских псалмов» Александра Гречанинова». Один и концертов предлагал «проследить пути духовной музыки в их параллельном движении и перекрещивании в исторической перспективе: с XII века (Хильдегарда Бингенская) до конца XX столетия (Николай Каретников, Александр Вустин) и наших дней (Георг Пелецис, Джеймс МакМиллан). На тематическом концерте «Пророчества и символы» звучала мировая премьера вновь найденных фрагментов футуристической оперы «Победа над солнцем» Михаила Матюшина, произведение Musica Sacra I Ольги Бочихиной для ударных инструментов и электроники, а также российская премьера «Хрустальный чертог» советского и британского композитора, поэта-переводчика Дмитрия Смирнова.
В первом сезоне Musica sacra nova в 2023 году «Духовная музыка из бывшего СССР» слушателей познакомили с редко исполняемыми произведениями таких авторов, как Шнитке, Пярт, Сидельников, Губайдулина, Артемьев, Десятников и других. Организаторы надеются на продолжение цикла в следующем концертном сезоне. Возможно, слушателей ожидает московская премьера «Мистерия апостола Павла» Николая Каретникова, подсказанная композитору священником Александром Менем.
12 декабря в церкви св. Георга состоялась презентация вышедшей в декабре этого года книги «История в 160 лет. Самарская кирха». Эту книгу-альбом написал профессор д-р Глеб Алексушин в соавторстве ...
В уходящем году продолжается традиция расширения географии издания «Вера и общество». В 2025 году начата работа новой региональной редакции в Калининграде — самом западном областном центре Российской Федерации с ...
18 декабря 2025 года в Москве в духовном центре на Нагатинской под председательством первого заместителя Председателя Евро-Азиатского отделения Генеральной Конференции Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня по вопросам взаимодействия с органами ...
17 декабря по благословению председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Антония сотрудник ОВЦС иеромонах Марк (Ахматханов) принял участие в торжественном открытии выставки современного церковного искусства «Кресту ...
В год благовестия в Российской Церкви христиан веры евангельской пятидесятников в Иркутской области начала активно действовать мобильная группа благовестников. Под руководством пастора церкви «Спасение во Христе» жилого района Бикей ...























