Церковь и общество
Июнь
18
2024
Искусство средневекового церковного шитья до сих пор остается малоизвестным широкой аудитории. Памятники, созданные мастерицами несколько веков назад, малочисленны – ввиду особенностей техники изготовления и материалов, а также из-за использования в богослужебном обиходе, они довольно быстро разрушались. Произведения лицевого шитья требуют особых условий хранения, что делает их редкими экспонатами в музейных экспозициях.
Выставка, полностью посвященная лицевому шитью – первый за многие годы крупный проект, знакомящий с этим видом декоративно-прикладного искусства. На ней будут представлены произведения XV–XX веков различного функционального назначения: иконы, церковные знамена (хоругви), литургические комплекты (покровцы и воздухи «Положение во гроб»), элементы богослужебного облачения духовенства, пелены, а также иконы из бисера и образа в шитых ризах. Среди уникальных экспонатов – палица со сценой «Сошествие во ад» 1438–1439 годов. Она была вкладом в Спасо-Андроников монастырь княгини Ульяны, снохи князя Серпуховского Владимира Андреевича Храброго, и предположительно имела поминальное значение. Судя по изысканным пропорциям фигур и совершенной композиции, знаменщиком палицы был выдающийся иконописец, продолживший художественную линию произведений Андрея Рублева.
Выставка, полностью посвященная лицевому шитью – первый за многие годы крупный проект, знакомящий с этим видом декоративно-прикладного искусства
Лицевое шитье считалось элитарным занятием, потому что шелковые ткани и нити были привозными и стоили дорого, а труд вышивальщиц требовал много времени – крупноформатные изделия вышивались от года до трех лет. Мастерские располагались при дворах знати, в богатейших купеческих семьях, в женских монастырях. Ряд экспонатов XVII века происходят из мастерских известных промышленников Строгановых, московских бояр Бутурлиных и Милославских, купца Ивана Гурьева. Шитье XIX века дополняют иконы из бисера, популярные в дамском рукоделии этого времени, оклады икон из стекляруса и золотных нитей, а также панно с гобеленовой вышивкой «Поклонение волхвов».
В экспозицию вошли памятники из фондов Музея имени Андрея Рублева, Музея христианского искусства «Церковно археологический кабинет» Московской духовной академии и частных коллекций.
Куратор выставки – заведующая сектором декоративно-прикладного искусства научно-фондового отдела, кандидатисторических наук Е. В. Давыдова.
Лекция «О Боге атеисту» вновь отправилась по городам России! Настоятель Анненкирхе пастор Евгений Раскатов расскажет о том, почему спустя столько веков люди продолжают верить в Бога и ходить в церковь, а ...
30 июня - 4 июля 2025 года в Тихвинском Богородичном Успенском монастыре состоится IV Христианский молодежный форум. Темой встречи станет «Историческое и духовное наследие поколений». Участниками межконфессионального форума станут более 70 представителей ...
20 июня Британский парламент одобрил в третьем чтении закон, который позволяет смертельно больным взрослым получить помощь в добровольном уходе из жизни. Решение было принято с минимальным перевесом: 314 голосов ...
В Москве в Музее имени Андрея Рублева проходит выставка «Икона «Галантного века». Произведения XVIII века из музейных и частных собраний». Экспозиция включает как крупноформатные образы, написанные для храмовых интерьеров, так и небольшие ...
19–20 июня 2025 года в Москве состоялась всероссийская конференция «Женщина мечты», объединившая более полутора тысяч евангельских верующих со всей России. Участницы обсудили темы семьи, материнства, служения, призвания и пути ...