Церковь и общество
Июнь
18
2024
Искусство средневекового церковного шитья до сих пор остается малоизвестным широкой аудитории. Памятники, созданные мастерицами несколько веков назад, малочисленны – ввиду особенностей техники изготовления и материалов, а также из-за использования в богослужебном обиходе, они довольно быстро разрушались. Произведения лицевого шитья требуют особых условий хранения, что делает их редкими экспонатами в музейных экспозициях.
Выставка, полностью посвященная лицевому шитью – первый за многие годы крупный проект, знакомящий с этим видом декоративно-прикладного искусства. На ней будут представлены произведения XV–XX веков различного функционального назначения: иконы, церковные знамена (хоругви), литургические комплекты (покровцы и воздухи «Положение во гроб»), элементы богослужебного облачения духовенства, пелены, а также иконы из бисера и образа в шитых ризах. Среди уникальных экспонатов – палица со сценой «Сошествие во ад» 1438–1439 годов. Она была вкладом в Спасо-Андроников монастырь княгини Ульяны, снохи князя Серпуховского Владимира Андреевича Храброго, и предположительно имела поминальное значение. Судя по изысканным пропорциям фигур и совершенной композиции, знаменщиком палицы был выдающийся иконописец, продолживший художественную линию произведений Андрея Рублева.
Выставка, полностью посвященная лицевому шитью – первый за многие годы крупный проект, знакомящий с этим видом декоративно-прикладного искусства
Лицевое шитье считалось элитарным занятием, потому что шелковые ткани и нити были привозными и стоили дорого, а труд вышивальщиц требовал много времени – крупноформатные изделия вышивались от года до трех лет. Мастерские располагались при дворах знати, в богатейших купеческих семьях, в женских монастырях. Ряд экспонатов XVII века происходят из мастерских известных промышленников Строгановых, московских бояр Бутурлиных и Милославских, купца Ивана Гурьева. Шитье XIX века дополняют иконы из бисера, популярные в дамском рукоделии этого времени, оклады икон из стекляруса и золотных нитей, а также панно с гобеленовой вышивкой «Поклонение волхвов».
В экспозицию вошли памятники из фондов Музея имени Андрея Рублева, Музея христианского искусства «Церковно археологический кабинет» Московской духовной академии и частных коллекций.
Куратор выставки – заведующая сектором декоративно-прикладного искусства научно-фондового отдела, кандидатисторических наук Е. В. Давыдова.
6-7 декабря 2025 г. в Якутске состоялась Республиканская Миссионерская конференция, получившая название «Идите и научите». Последний раз такая конференция проходила в Якутии почти 10 лет назад. Тема миссионерского служения ...
Согласно новому докладу за 2024 год Генерального секретариата по делам религий греческого Министерства образования, по делам религий и спорта, в Греции православные храмы по-прежнему являются основной целью атак на религиозные объекты. В докладе ...
Рукописную берестяную книгу, созданную сибирскими старообрядцами в прошлом веке, передали Новгородскому музею-заповеднику. Редчайший письменный памятник был найден в антропологической экспедиции в старообрядческом поселении на Енисее, передает телеканал «Культура». Там, в ...
История Сергея Томшина — это живая демонстрация того, что чудеса не остались в древности
Арт‑группа «Зерно» приглашает не просто полюбоваться декорациями — здесь можно проследить путь Рождества от современных традиций к библейским истокам

























