Церковь и общество
Июнь
16
2024
Конференция «Церковная помощь: вызовы, смыслы, ресурсы» состоялась 6 июня в пространстве «Благосфера» в Москве. Форум, собравший священников, представителей НКО, церковных благотворительных проектов, журналистов некоммерческого сектора и академических исследователей из разных городов России, организован порталом Miloserdie.ru, отмечающим свой 20-летний юбилей в 2024 году. Конференция проводилась при поддержке Фонда президентских грантов.
Русская Православная Церковь является одним из крупнейших организаторов благотворительности в стране. По данным пресс-релиза конференции, церковные НКО – это 265 центров гуманитарной помощи, более 100 приютов для бездомных, 85 шелтеров для женщин. Многие из них работают более 20 лет, другие появились совсем недавно. Эти организации накопили большой опыт и выстраивают масштабный процесс системной благотворительности в России.
Формат конференции необычен: не тратя времени на официальные приветствия, участники сразу приступили – нет, не к докладам, а к свободной пленарной дискуссии на тему «Меняем мир или меняем себя? Истинная задача церковных НКО». Предложившая эту тему главный редактор портала Miloserdie.ru Юлия Данилова пояснила, что у христианских и светских организаций разный подход к благотворительности: для последних важна эффективность, решение социальных проблем, «изменение мира». Для христианина же в приоритете «внутренняя задача – идти ко Христу»; помимо непосредственного оказания помощи, надо еще «оказать любовь». И с этой точки зрения трудно измерить эффективность церковных благотворительных организаций, для светских коллег они выглядят «чудаковатыми».
«Не нужно думать, что наше служение переменит судьбу всего человечества. Ведь и Христос, придя во плоти, не изменил вдруг сердца и всю планету, но шансов для спасения человеческих душ стало гораздо больше. И мы соработники в этом направлении: чтобы человеческие сердца обретали как можно больше шансов для своей внутренней перемены и помощи тем, кому они помогают», – сказал священник Иоанн Перевезенцев, руководитель отдела по церковной благотворительности и социальному служению Рыбинской епархии и директор АНО «Милосердие-Рыбинск».
Но не получается ли так, что больной или нуждающийся становится объектом приложения сил, «средством для нашего духовного возрастания», поставил вопрос протоиерей Николай Абрамов, руководитель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Томской епархии и директор АНОЗ «Дом сестринского ухода святителя Луки (Войно-Ясенецкого)». Благотворительность – это «обоюдный процесс, и наша задача как христиан – создавать пространство любви», отметила Юлиана Никитина, руководитель единственного в стране «Центра социальной адаптации святителя Василия Великого» для подростков, имеющих проблемы с законом. По ее словам, «важен и результат, и процесс, а в процессе – всегда уважение к человеку как к образу Божьему». При этом в такой работе особенно сложно «измерить эффективность» – непредсказуемые «трудные» подростки научили благотворителей работать «вне каких-либо ожиданий», коллеги Никитиной рады любому, даже самому малому позитивному сдвигу. Помимо профессионализма, в коллективе христиан-специалистов необходима атмосфера радости, иначе невозможно работать с подопечными, считает Никитина.
Конференция проводилась при поддержке Фонда президентских грантов
Вторая пленарная дискуссия была посвящена теме «Кто для нас наши подопечные: границы помощи и власти». Как проявляется злоупотребление властью над подопечным и к чему это приводит в духовном плане? Как увидеть и сохранить человеческое достоинство, несмотря на жизненные трудности и конфликты? Какие стратегии взаимодействия используют специалисты, чтобы не разорвать отношения и продолжить помогать? Эти вопросы обсуждались на конкретных примерах из опыта попечения о больных.
Протоиерей Михаил Потокин, председатель Социального отдела Московской городской епархии, врио председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, считает, что самое важное в делах милосердия – «даже не помочь, не накормить, не вылечить всех; цель – установить человеческие отношения» с нуждающимися в помощи. «Помощь должна быть разумна, а принятие человека – абсолютно», – сказал он. При этом на собственном опыте о. Михаил понимает, как трудно иногда оказать помощь, когда нет ни сил, ни возможностей. «Но легче смирить себя, когда понимаешь, что человек пришел к тебе как послание от Бога», – так говорил он о духовных аспектах социального служения.
Некоторые выступавшие откровенно делились воспоминаниями о проявлении раздражения и несдержанности в отношении больных и о том, как эта ситуация была отрефлексирована. Фредерика де Грааф, психолог и рефлексотерапевт Первого московского хосписа имени В.В. Миллионщиковой, уверена, что причины гнева и раздражения надо искать в себе и «научиться быть под своей кожей» – глубоко внутри со Христом, постоянно обращаясь к Нему, как советовал ее духовный отец митрополит Антоний Сурожский. Важно увидеть нуждающегося в помощи человека «без себя» (не через себя), говорил он, увидеть его духовную суть. При этом важна не длительность общения с больным, а качество этого общения, вспомнила она еще один урок.
Мария Островская, президент благотворительной организации «Перспективы», которая заботится о пациентах ПНИ, говорила о самом феномене «власти над подопечным» – она возникает, когда больной беспомощен или кажется таковым и приходится принимать решения за него, «причинять добро». Это развращает помогающего иллюзией всевластия, иногда ведет к жестокости, провоцирует неуважение к больному, отношение к нему как к пассивному объекту.
Елена Лутковская, семейный и детский психолог, эксперт Синодального отдела по благотворительности, привела шутливо-ироничное изречение одного священника: «Смиренным можешь ты не быть, но ближнего смирить обязан». И действительно, в работе с подопечными порой хочется «смирить их амбиции», чтобы помочь им принять диагноз или ситуацию, и для специалиста непросто бороться с таким искушением. Психологу иногда делегируется довольно много власти, и если ею злоупотреблять, окажешься «на другом берегу», не сможешь понять человека, и тогда помощь оказать невозможно, поделилась психолог наблюдениями.
Далее конференция продолжилась в формате трех практикумов, поднимающих крайне актуальные для всех благотворителей вопросы: 1. Если просят денег на лечение, какую помощь оказывает государство? 2. Выгорание: самодиагностика и что с этим делать 3. Фандрайзинг из ничего: практика привлечения ресурсов. Практикумы провели опытные руководители некоммерческих организаций, фандрайзеры и менеджеры.
В Московском теологическом институте (МТИ) завершился годичный курс «Специалист в сфере медиакоммуникаций», подготовивший новое поколение христианских медиапрофессионалов. 27 студентов освоили навыки журналистики, СММ, видеопродакшена, графического дизайна и эффективной работы ...
В этом выпуске — удивительная история обращения к Богу известного христианского апологета, писателя и публициста Сергея Худиева
На протяжении десятилетий Соединенное Королевство считалось сложным местом для того, чтобы донести до людей Евангелие. Однако в последние месяцы евангелисты видят перемены — не только люди хотят слышать благую ...
6 мая старший научный сотрудник факультета психологии МГУ Милена Чеснокова прочтёт в университетском храме мученицы Татианы лекцию на тему «Екклесиаст и Гамлет Л. С. Выготского: архетип человеческой судьбы». Лев ...
На торжественном открытии конференции Российской Церкви христиан веры евангельской (РЦХВЕ2025), 1 мая, с приветственным словом выступили представители пяти протестантских конфессий. Основной темой обращений стали вопросы межцерковного единства, миссии и ...