Церковь и общество
Декабрь
5
2023
Выставка «Эскизы и этюды» к картине «Явление Христа народу» кисти Александра Иванова открылась в Третьяковской галерее. Ей принадлежит графическое наследие художника. Как рождалась знаменитая картина, можно проследить по серии акварельных и карандашных набросков, передает корреспондент телеканала «Культура» Антон Николаев.
Картину «Явление Христа народу» Александр Иванов писал на протяжении 20 лет. Сам по себе это беспрецедентный в истории русского искусства случай. Мало кто видел те несколько сотен подготовительных эскизов и набросков, которые предшествовали созданию монументального полотна. В Третьяковской галерее хранится более 700 самостоятельных листов и около 40 альбомов с рисунками Александра Иванова. Но даже те несколько десятков, которые демонстрируются на этой выставке, дают представление о том пути, который прошел художник. Видно, как год от года менялся замысел картины, композиция, герои.
«Главная картина Иванова – загадка, неразгаданная до сих пор. Ей посвящено огромное количество работ, и все равно она остается загадкой. Как столько лет художник работал над этим самым большим произведением? Что он не доделал? Почему он не завершил свой главный труд? В чем он опередил свое время?» – рассказала куратор выставки Ирина Шуманова.
За время работы над картиной в своей мастерской в Риме художник несколько раз показывал ее разным людям. Это и будущий император Александр II, тогда цесаревич, который впоследствии выкупил полотно у художника, и Николай Гоголь, которого, как полагают некоторые искусствоведы, он изобразил среди толпы, и целый ряд русских и европейских художников. Эпопеей было не только создание, но и перевозка гигантского полотна из Рима в Санкт-Петербург. Во время путешествия по морю корабль попал в сильный шторм. Да и самому Иванову досталось от некоторых критиков.
Картину «Явление Христа народу» Александр Иванов писал на протяжении 20 лет
«К счастью, картина жива, картина здесь и находится в этом зале, который выстроен специально для нее. Это бывший внутренний двор Третьяковской галереи, который к реконструкции, завершившейся в 1995 году, был перекрыт. И здесь у нее есть воздух, пространство, возможность отойти, посмотреть на определенном расстоянии на эту картину. Мне кажется, что она в Третьяковской галерее обрела свое настоящее и достойное место», – отметила заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе Татьяна Карпова.
Сколько бы не изучали искусствоведы картину Александра Иванова, вряд ли найдется кто-то один, кто однажды поставит в этом вопросе точку. Сюжеты на вечные темы будут вызывать не только вечные споры, но и вечно приковывать к себе внимание. И для каждого нового поколения эта картина будет открываться заново.
Дворец Олега – самое большое гражданское здание Рязанского кремля – передают Русской Православной Церкви. Памятник архитектуры – образец эклектики – возводили поэтапно на протяжении трёх веков, с XVII по ...
Сезон раскопок 2025 года официально начался в древнем городе Листра, одном из городов, упомянутых в Новом Завете, расположенном в Мераме, районе Коньи в современной центральной Турции, сообщает Аncientist. Известная тем, ...
Приход Евангелическо-лютеранской церкви Святой Анны – Анненкирхе приглашает горожан на свою площадку на территории культурного квартала «Брусницын». Она станет центральной площадкой Анненкирхе на время реставрации основного здания. Об этом ...
Группа депутатов фракции "Новые люди" во главе с заместителем руководителя фракции Сарданой Авксентьевой внесла на рассмотрение Госдумы законопроект, который запрещает религиозным организациям проводить свои обряды и церемонии в жилых, ...
Руководитель Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по благотворительности епископ Каменский и Камышловский Мефодий провел однодневный семинар «Церковная помощь наркозависимым» в Томске. В нем приняли участие более 60 ...