Церковь и общество
Сентябрь
8
2023
Новая экспозиция «Святые жены» открылась 6 сентября в Центральном музее древнерусской культуры им. Андрея Рублева (ЦМИР). На выставке представлены произведения (помимо икон, это деревянная скульптура, фрагменты фресок, памятники мелкой пластики, графики и книжности), раскрывающие тему женской святости в христианском искусстве во всей ее многогранности.
Более 30 музеев и частных коллекционеров представляют свои экспонаты на выставке, среди них – Государственный исторический музей, Государственная Третьяковская галерея, Сергиево-Посадский музей-заповедник, Музей русской иконы имени Михаила Абрамова, Музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» (г. Сергиев Посад), Музей христианской культуры (г. Санкт-Петербург).
Как рассказала «Благовест-инфо» куратор новой выставки, кандидат искусствоведения Надежда Гриценко, экспонаты подбирались таким образом, чтобы представить все лики женской святости: это праведные жены, пророчицы, равноапостольные жены, благоверные царицы и княгини, великомученицы, мученицы, преподобные, диакониссы, блаженные. Святые жены почитались не только как охранительницы семейного очага, целомудрия, заступницы в несчастиях и болезнях, но и как покровители городов и торговли, за проявление государственной мудрости и твердости в отстаивании веры и интересов своего Отечества. Русские святые жены, канонизированные до 1917 г., почти все принадлежали к княжескому роду и почитались как благоверные княгини. Многие из них приняли монашество и были причислены к чину преподобных, оставшиеся в миру чтятся как праведницы.
Выставка «Святые жены» открыта для посетителей ЦМИАР с 7 сентября по 19 ноября 2023 года
Куратор упомянула святых жен ветхозаветного времени – это Ева и Сарра, Мирам, сестра Моисея, Есфирь, Руфь и другие, которые прославляются в чине праматерей, пророчиц и праведных. «С первых веков христианства святые жены почитались не только как тезоименитые святые, но за ними утвердилось служение и как просветительниц целых народов. Поэтому наравне с апостолами они почитаются в чине равноапостольных – это Мария Магдалина, проповедовавшая в Риме при императоре Тиберии; первомученица Фекла, ученица апостолов Павла и Варнавы, проповедовавшая на землях Сирии; просветительница Грузии святая Нина, благочестивая княгиня просветительница Чехии Людмила Чешская, равноапостольная княгиня Ольга», – перечислила Н. Гриценко тех святых жен, чьи образы можно видеть на выставке. Что касается княгини Ольги, то особое внимание привлекает икона «Ольга роду русских владычица» 1830-х гг. (ГТГ), которая сильно выбивается из ряда традиционных икон, даже поздних. Дело в том, что художник в обличии Ольги повторил изображение Марии Магдалины нидерландского мастера начала XVI века. Согласно надписи, этот образ, в свою очередь, был списком произведения, находившегося во владении князей Белосельских-Белозерских и считавшегося работой византийского иконописца Х века.
К наиболее древним памятникам, представленным на выставке, относится икона XV в. святой Кириакии болгарского мастера и рукописный лист со Службой великомученице Варваре конца XV – первой половины XVI века. По словам куратора, создатели выставки стремились представить как можно больше имен святых жен. Поэтому широко известные святые, имена которых носят многие женщины – Варвара, Екатерина, Мария, представлены на выставке одним-двумя образами, и кураторы выбрали самые редкие из большого числа памятников. Но зато есть святые с именами, которые не так часто встречаются: Фаина, Валентина, Алевтина, Евгения, Голиндуха, Клеопатра, Сосипатрия и др.
Выставка – первая в ЦМИАР на такую тему – дает возможность не только увидеть редкие памятники, но и познакомиться с традициями наречения имени, о чем можно судить по распространенности тех или иных образов. Судя по иконам XV-XVII вв., в это время преобладали имена Евдокия, Ефросиния, Евпраксия, Феодулия, Фекла. В XVII в. родовые имена цариц и царевен из династии Романовых оказали большое влияние на распространение изображений их тезоименитых святых. В это время при наречении младенца широко используются имена Наталия, Татиана, Ирина, Ксения, Мария. А в XVIII-XIX в дворянской среде обретают популярность ранее малоизвестные имена: Елисавета, Зинаида, Зоя, Юлия, Евгения, Валентина, Антонина, а также Ольга, Вера, Надежда, Любовь, София, и в это время создается много небольших икон для личного благочестия. Таким образом, выставка – «это экскурс не только в мир святости, но и в мир русской культуры, традиции. У посетителей есть возможность задуматься и о своем имени, найти свою святую или вспомнить своих родственников, носящих имена святых жен», сказала Н. Гриценко.
На торжественном открытии выступил директор ЦМИАР Михаил Миндлин, который поблагодарил все музеи и коллекционеров, участвующих в выставке, и сообщил, что готовится к изданию ее каталог. Антон Новиков, директор Музея христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» (г. Сергиев Посад) пожелал посетителям, «чтобы мы на этой выставке не только восхищались произведениями искусства, но и изъявили желание познакомиться с жизнеописанием тех святых, которые изображены на иконах, потому что святые жены учат нас верности, преданности Богу».
Приход Евангелическо-лютеранской церкви Святой Анны – Анненкирхе приглашает горожан на свою площадку на территории культурного квартала «Брусницын». Она станет центральной площадкой Анненкирхе на время реставрации основного здания. Об этом ...
Группа депутатов фракции "Новые люди" во главе с заместителем руководителя фракции Сарданой Авксентьевой внесла на рассмотрение Госдумы законопроект, который запрещает религиозным организациям проводить свои обряды и церемонии в жилых, ...
Руководитель Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по благотворительности епископ Каменский и Камышловский Мефодий провел однодневный семинар «Церковная помощь наркозависимым» в Томске. В нем приняли участие более 60 ...
Начальствующий епископ Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕ) Сергей Ряховский выразил поддержку Армянской апостольской церкви (ААЦ) и назвал недопустимым вмешательство армянских властей в дела церкви. Его заявление ...
Принятый Госдумой закон о защите русского языка в публичном пространстве "отвечает общественным озабоченностям", ведь иностранные языки не должны доминировать в отечественном культурном пространстве, вместе с тем угрозу русскому языку ...