Церковь и общество
Август
14
2023
9 августа 2023 года в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева состоялось торжественное открытие выставки «Гармония эмали. Меднолитая пластика». На выставке представлены произведения русской христианской меднолитой пластики, декорированные эмалью — требующим высокого мастерства материалом.
В Древней Руси меднолитые изделия с эмалью известны с домонгольского периода. К этому времени относятся экспонируемые кресты-энколпионы XII века, украшенные перегородчатой многоцветной эмалью.
Крест-энколпион «Господь Вседержитель, с предстоящими и избранными святыми. Богоматерь Одигитрия, с избранными святыми». XIV век
Большой интерес представляют предметы, связанные с литейными мастерскими Выговского Данилова монастыря — крупнейшего духовного и художественного центра старообрядчества, основанного в 1694 году в Поморье. В искусстве украшения эмалью меднолитых произведений литейщики Выга достигли высокого уровня мастерства. Их эмали отличались разнообразной палитрой, глубиной и повышенной насыщенностью цвета, гармоничными колористическими решениями. Выговские изделия, экспонируемые на выставке, демонстрируют яркий, изысканный эмальерный декор.
Московские литейные заведения c конца XVIII века стали продолжателями традиций поморского литья. В Москве уже в последней четверти XVIII столетия во всех старообрядческих беспоповских общинах производили изделия по поморским образцам. В первой половине XIX века Преображенские федосеевские мастерские обеспечивали медным литьем общины по всей стране. Произведения московских мастеров отличаются особой декоративностью и разнообразием цветов, создающих порой неповторимые сочетания. Литейные мастерские были и у старообрядцев-поповцев. Самые известные центры производства медного литья располагались в Московской (Гуслицы, Загарье) и Владимирской (Никологорский погост) губерниях.
Выставка работает с 10 августа до 1 октября включительно. Для посетителей запланированы кураторские экскурсии
Крупный центр старообрядческого художественного литья — Гуслицы — находился в Богородском уезде, к юго-востоку от Москвы. Старообрядческие произведения меднолитой пластики, украшенные эмалью, иногда позолоченные или посеребренные, отличаются удивительной праздничностью. Как художественное явление они абсолютно уникальны и не имеют прямых аналогов в истории декоративно-прикладного искусства. На выставке представлены произведения из собрания Музея имени Андрея Рублева и частных коллекций. Большинство экспонатов выставляются впервые.
В первой половине XIX века классификация медного литья интересовала не только историков и археологов, но и чиновников Министерства внутренних дел. Так, в одном из документов 1840-х годов значится:
«… отличные медные кресты и иконы, известные под названиями: загарских, поморских, погостских и других, из коих первые два сорта отливают в Московский, а последние во Владимирской губернии.Употребление сих икон и крестов, как известно, есть повсеместное по всей России, оно укоренилось с давнего времени между простым народом, не исключая и лиц православного исповедания, так что иконы сии имеются почти во всех избах и других жилищах и вывешиваются в селениях над воротами домов, на судах и проч. Сверх того, сими иконами крестьяне благословляют детей своих, отлучающихся в дальние дороги или поступающих в рекруты, и образа сии остаются потом у них на целую жизнь…».
У разных видов литья были художественные и даже богословские особенности. Иконы и кресты «лучшей поморской работы» продавались поштучно, тогда как другие категории меднолитой продукции продавались на вес по цене за пуд. Так в гуслицких селениях отливалось очень большое количество образов, складней, крестов. Часть из них отправлялась на продажу в Москву, прочие — в другие старообрядческие центры.
Экспозицию представил заместитель директора музея по развитию Сергей Богатырев: «Сегодня особенный для музея день. Мы открываем камерную, но в то же время очень масштабную выставку. На примере более 150 памятников искусства мы хотели показать всю красоту эмали, представив не только произведения из собрания музея, но и из частных коллекций».
Директор музея и куратор выставки Михаил Миндлин рассказал об истории эмали и меднолитой пластики и отметил: «На выставке представлены предметы чрезвычайно высокого художественного уровня от крестов-энколпионов XII века до произведений московских мастерских начала ХХ века, которые позволяют проследить как стилевые художественные приемы менялись во времени. Причем речь идет о художественных произведениях чрезвычайно высокого уровня, которым прежде уделялось недостаточно внимания». Михаил Миндлин добавил, что в советском искусствоведении исследовали меднолитую пластику, но раннюю. А произведения со второй половины XVII века и до начала ХХ века были «незаслуженно обойдены» учеными и музейщиками. ЦМИАР восполняет этот пробел.
Если меднолитая пластика сама по себе — это тиражные/малотиражные произведения, то крест или икона, украшенная эмалью, — всегда уникальный предмет, не имеющий аналогов.
«Мастер-эмальер никогда не повторялся, результат зависел от разных способов подбора эмали, разных приемов ее нанесения, уникальных колористических решений», — рассказал Миндлин.
В России с древних времен искусство эмали развивалось в самых разных формах: известны выемчатая и перегородчатая эмаль, эмаль по скани, витражная эмаль, глухие и прозрачные эмали и другие виды. Необыкновенного разнообразия достигли эмальерные техники в конце XIX — начале ХХ в., особенно в ювелирном искусстве.
«Это направление декоративно-прикладного искусства отражает русское национальное сознание, потому что нигде, кроме как в России, прямых аналогов этому виду искусства нет», — подытожил Михаил Миндлин.
Используя различные оттенки, художники-эмальеры создавали причудливый и довольно непривычный, по сравнению с живописными иконами, фон. Часто иконки и складни дополнительно серебрили или золотили.
«Они использовались, и дома, и в путешествиях. Можно было этот складень достать, разложить, все створочки складываются. Они очень хорошо закрываются. Здесь вы видите Крест Голгофский на фоне иерусалимской стены», — объяснила сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Рублева Елена Давыдова, заведующий сектором декоративно-прикладного искусства. Она также выразила благодарность сокуратору, коллегам и частным коллекционерам и поздравила всех с открытием экспозиции.
Выставка работает с 10 августа до 1 октября включительно. Для посетителей запланированы кураторские экскурсии.
Дворец Олега – самое большое гражданское здание Рязанского кремля – передают Русской Православной Церкви. Памятник архитектуры – образец эклектики – возводили поэтапно на протяжении трёх веков, с XVII по ...
Сезон раскопок 2025 года официально начался в древнем городе Листра, одном из городов, упомянутых в Новом Завете, расположенном в Мераме, районе Коньи в современной центральной Турции, сообщает Аncientist. Известная тем, ...
Приход Евангелическо-лютеранской церкви Святой Анны – Анненкирхе приглашает горожан на свою площадку на территории культурного квартала «Брусницын». Она станет центральной площадкой Анненкирхе на время реставрации основного здания. Об этом ...
Группа депутатов фракции "Новые люди" во главе с заместителем руководителя фракции Сарданой Авксентьевой внесла на рассмотрение Госдумы законопроект, который запрещает религиозным организациям проводить свои обряды и церемонии в жилых, ...
Руководитель Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по благотворительности епископ Каменский и Камышловский Мефодий провел однодневный семинар «Церковная помощь наркозависимым» в Томске. В нем приняли участие более 60 ...